ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 6 мая 2010 года
О СОБЛЮДЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В связи с
обращениями в Федеральную антимонопольную службу хозяйствующих субъектов по
поводу соблюдения требований антимонопольного законодательства при формировании
перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2135-р
(далее - Перечень), а также о порядке размещения государственного заказа на
закупку лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд в связи
с утверждением Перечня ФАС России
сообщаем следующее.
Во исполнение
протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости
развития российской экономики "О ситуации с обеспечением граждан
доступными по ценам и ассортименту лекарственными средствами" от
10.03.2009 N 9 Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации разработан и утвержден порядок формирования Перечня жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств (Приказ Минздравсоцразвития
от 27.05.2009 N 276н "О порядке формирования проекта перечня жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств",
зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
Федерации 28.05.2009 N 14020).
Правительство Российской Федерации
распоряжением от 30 декабря 2009 г. N 2135-р утвердило Перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств.
По информации
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Перечень формировался с учетом структуры наиболее распространенных и социально
значимых заболеваний, утвержденных и формируемых Минздравсоцразвития
России стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций для
врачей, включая международные, а также представленных в установленном порядке
предложений, рекомендаций и заключений главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России и органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Перечень является базовым для
территориальных программ по оказанию дополнительных условий и объемов
медицинской помощи, формируемых за счет средств региональных бюджетов органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, и не ограничивает
дополнительное включение лекарственных средств в региональные
перечни.
Закупка лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд осуществляется
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" с соблюдением требований
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нормативные правовые акты, регулирующие
государственные закупки лекарственных средств, не содержат ограничений в части
размещения заказа на закупку лекарственных средств для
государственных и муниципальных нужд в зависимости от того включено или нет данное
лекарственное средство в Перечень.
Основной целью Перечня является
обеспечение государственного регулирования цен на лекарственные средства, он не
влияет на государственные и муниципальные закупки, и заказчики вправе
приобретать любые наименования лекарственных средств в зависимости
от потребностей.
По поводу не
включения ряда лекарственных средств в Перечень лекарственных средств,
отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной
медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение
государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития
России от 18.09.2006 N 665, ФАС России сообщает следующее.
По информации Минздравсоцразвития России критерии оценки и порядка
рассмотрения и принятия решений о включении или исключении лекарственных
средств в перечень определены Приказом Минздравсоцразвития
России от 15.02.2006 N 93 "Об организации работы по формированию Перечня
лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании
дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан,
имеющим право на получение государственной социальной помощи"
(зарегистрирован в Минюсте России от 06.03.2006 N 7559).
Отсутствие какого-либо лекарственного
средства в перечне не препятствует его назначению по показаниям профильным
пациентам и включению в стандарты оказания медицинской помощи на основании
консолидированного мнения медицинского профессионального сообщества,
базирующегося на клинических протоколах и методических рекомендациях.
Кроме того, в
соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках территориальных
программ вправе за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов
муниципальных образований и бюджетов территориальных фондов обязательного
медицинского страхования определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, включая закупку лекарственных средств.