ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 14 июля 2009 г. N 431
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В соответствии с Планом основных
организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека на 2009 год и во исполнение решения
совещания "О реализации концепции научного обеспечения деятельности органов
и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека" приказываю:
1. Утвердить "Концепцию научного
обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2015 года"
(Приложение N 1).
2. Начальнику
Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и международной деятельности И.В.Брагиной, начальнику Управления
санитарного надзора О.И.Аксеновой, начальнику Управления эпидемиологического
надзора Е.Б.Ежловой, начальнику Управления организации службы, государственной
регистрации и лицензирования Л.М.Симкаловой, начальнику Управления кадров,
последипломного образования и гигиенического воспитания населения А.Ю.Поповой,
начальнику Правового управления О.А.Кулагиной, Главному врачу ФГУЗ
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"
Роспотребнадзора А.И.Верещагину, директорам организаций науки Роспотребнадзора
(Приложение N 2) в срок до 20 июля 2009 г. подготовить предложения к Плану
мероприятий по реализации "Концепции научного обеспечения деятельности
органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека до 2015 года".
3. Начальнику
Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и международной деятельности И.В.Брагиной в срок до 25 июля 2009 г.
представить на утверждение План мероприятий по реализации "Концепции
научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2015
года" в установленном порядке.
4. Контроль за
исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение N 1
Утверждена
Приказом Роспотребнадзора
от 14 июля 2009 г. N 431
КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
И ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ДО 2015 ГОДА
Концепция научного
обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2015 года (далее -
Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N
52-ФЗ, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической
политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р,
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 154
"Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека", от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека", от 8 апреля 2009 г. N 312
"Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
гражданского назначения", Концепцией развития Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008
годы и на период до 2010 года, утвержденной Руководителем Роспотребнадзора
Г.Г.Онищенко 12 января 2007 г., Концепцией федеральной целевой программы
"Национальная система химической и биологической безопасности Российской
Федерации (2009-2013 годы)", утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 74-р, и другими нормативными
документами в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
Основная цель Концепции - повышение
эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений
Роспотребнадзора, направленной на совершенствование системы мероприятий по
охране здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Российской Федерации.
Реализация Концепции рассчитана на период
до 2015 года.
Научно-исследовательские разработки в
сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
осуществляют 30 организаций науки Роспотребнадзора.
Кадровый потенциал
научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора составляет около 2700
человек, в том числе 16 академиков и членов-корреспондентов РАМН, 350 докторов
и более 1000 кандидатов наук.
Основные направления научных исследований
организаций науки Роспотребнадзора:
- совершенствование научных основ
эпидемиологического надзора, создание научно обоснованных систем паспортизации
территорий, внедрение ГИС-технологий;
- разработка и внедрение в практику
современных алгоритмов мониторинга, методов и средств лабораторной диагностики
и профилактики инфекционных болезней;
- разработка и совершенствование методов
стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов;
- совершенствование методов анализа и
прогнозирования санитарно-эпидемиологической ситуации;
- научное обоснование деятельности
органов и организаций Роспотребнадзора в сфере санитарно-эпидемиологического
надзора, защиты прав потребителей и потребительского рынка;
- совершенствование системы мероприятий,
направленных на обеспечение химической, биологической и радиационной
безопасности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оптимизация технологии государственного
санитарно-эпидемиологического надзора с целью профилактики неинфекционных
заболеваний;
- совершенствование методов профилактики
нарушения здоровья, в том числе посредством формирования здорового образа
жизни;
- разработка и внедрение в практику
эффективных методов гигиенической оценки и управления риском влияния
неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;
- разработка высокочувствительных методов
обнаружения, идентификации, количественного определения и контроля
загрязнителей окружающей и производственной среды, пищевых продуктов, товаров
для детей, парфюмерно-косметических средств и другой продукции, способной
оказывать прямое или косвенное воздействие на здоровье населения;
- разработка, внедрение и оценка
безопасности применения нанотехнологий и наноматериалов.
Организациями науки Роспотребнадзора в
последние годы получен ряд приоритетных результатов по проблемам гигиены,
экологии человека, токсикологии, профессиональной патологии, эпидемиологии,
микробиологии, иммунологии, биотехнологии, диагностики и профилактики
актуальных инфекционных и неинфекционных болезней.
Координация и планирование научных исследований и внедрение результатов НИР в практику
здравоохранения (санитарно-эпидемиологического надзора) осуществляются в рамках
федеральных и ведомственных целевых программ, а также отраслевых
научно-исследовательских программ "Научные аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия в Российской Федерации (2006-2010 гг.)" и "Гигиеническая
безопасность России: проблемы и пути обеспечения (2006-2010 гг.)".
Научно-исследовательские институты
Роспотребнадзора выполняют НИОКР во взаимодействии с органами и организациями
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, с профильными кафедрами
медицинских вузов и с научно-исследовательскими институтами и центрами РАМН.
Координацию взаимодействия организаций
науки Роспотребнадзора и других министерств и ведомств при
организации научных исследований, направленных на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляет Ученый совет
Роспотребнадзора, в состав которого входят ведущие ученые и специалисты
Роспотребнадзора и РАМН.
На базе отдельных
научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора на функциональной основе
осуществляют деятельность федеральные, межрегиональные и региональные центры по
отдельным проблемам эпидемиологии, микробиологии и гигиены, в том числе по ВИЧ/СПИД,
по вирусным гепатитам, по особо опасным инфекциям, по природно-очаговым
инфекциям, по токсикологии, по радиационной безопасности и др. Работают 37
референс-центров по лабораторной диагностике и мониторингу за возбудителями
инфекционных и паразитарных болезней,
располагающихся на базе профильных отделов и лабораторий 13 организаций науки
Роспотребнадзора, расположенных во всех федеральных округах.
Лаборатории ведущих организаций науки
Роспотребнадзора аккредитованы в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих
санитарно-эпидемиологические исследования, испытания".
Постоянное внимание при выполнении НИР
уделяется анализу и разработке нормативной и методической документации
(санитарных норм и правил, методических указаний, методических рекомендаций и
т.п.) с учетом гармонизации российского санитарного законодательства с
действующими международными требованиями, стандартами и нормами. Аккредитацию
на право разработки нормативно-методических документов санитарного
законодательства имеют 16 организаций науки Роспотребнадзора.
Успешно развивается
международное научное сотрудничество ученых научно-исследовательских институтов
Роспотребнадзора в рамках многосторонних и двусторонних соглашений с
международными правительственными и неправительственными организациями (ВОЗ,
МПА СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, "Группа восьми", АЧЭС и др.) в решении
глобальных проблем, связанных с сохранением среды обитания, обеспечением
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, эффективной реализацией
международных соглашений, договоров и программ.
Приоритетными направлениями реализации
Концепции являются:
- совершенствование научно-методического
обеспечения органов и организаций Роспотребнадзора;
- организация, планирование и координация
деятельности организаций науки Роспотребнадзора;
- реализация современной кадровой
политики в научно-исследовательских институтах Роспотребнадзора;
- развитие международной научной
деятельности.
Концепция призвана способствовать
развитию новых, перспективных направлений научных исследований на основе
межотраслевой и межведомственной кооперации (оценка риска, безопасность
нанотехнологий и наноматериалов, молекулярная биология, биотехнология и др.) и
эффективному внедрению результатов исследований в деятельность органов и
организаций Роспотребнадзора.
Приоритетные направления реализации
концепции могут изменяться и дополняться, исходя из приоритетов государственной
политики.
I.
Совершенствование научно-методического обеспечения
органов и организаций Роспотребнадзора
Несмотря на формирование во всех
организациях науки Роспотребнадзора ежегодных планов научно-исследовательских
работ, которые должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов,
обеспечивающих осуществление основных направлений деятельности Роспотребнадзора,
выполняемые НИР не всегда имеют значение для практики. Недостаточно
взаимодействие научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора с органами
и организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации при
реализации ведомственных целевых программ и при разработке региональных
программ, направленных на решение конкретных задач обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что приводит к тому, что
результаты научных исследований неэффективно внедряются в практику
санитарно-эпидемиологического надзора.
В организациях Роспотребнадзора,
осуществляющих надзорные полномочия, работают более 60 докторов и 500
кандидатов наук, однако этот значительный потенциал используется крайне слабо.
Не используется в должной мере научный
потенциал организаций науки Роспотребнадзора для проведения обучения
специалистов Управлений и Центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и в
то же время неэффективно используются материально-техническая база и
информационные ресурсы (результаты социально-гигиенического мониторинга, данные
по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора и т.п.) для организации
и проведения совместных научно-практических работ в
интересах Роспотребнадзора.
Основными задачами являются:
1. Разработка и внедрение критериев оценки деятельности организаций науки
Роспотребнадзора, включая оценку эффективности результатов внедрения научных
исследований;
2. Разработка нормативно-методических
документов, имеющих важное практическое значение для обеспечения деятельности
органов и организаций Роспотребнадзора;
3. Усовершенствование системы внедрения
результатов научных и методических разработок в практику работы
Роспотребнадзора;
4. Развитие информационно-аналитического
и прогнозно-моделирующего направлений в эпидемиологии;
5. Развитие инновационных технологий и их
внедрение в органы и организации Роспотребнадзора, разработка алгоритмов
практического применения современных методов анализа;
6. Проведение работ, направленных на
гармонизацию нормативных и методических документов санитарного законодательства
Российской Федерации с действующими международными требованиями, стандартами и
нормами;
7. Пересмотр и совершенствование
действующей базы нормативно-методических документов санитарного
законодательства.
II. Организация, планирование
и координация деятельности
организаций науки Роспотребнадзора
Анализ координации и планирования научных
исследований в организациях науки Роспотребнадзора показал, что наблюдается
частичное дублирование тем НИР, в то время как ряд актуальных вопросов
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения остаются без
необходимого научно-методического обеспечения.
Отсутствует важное звено в механизме
координации фундаментальных научных исследований - проблемные комиссии по ряду
направлений гигиены, эпидемиологии, микробиологии и др.
Необходима разработка ежегодных планов
работы научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора по всем основным
направлениям деятельности: организационно-методической работе,
научно-исследовательской работе и подготовке кадров высшей квалификации, работе
ученых советов, советов молодых ученых и специалистов, режимных комиссий,
деятельности клинико-диагностических подразделений, участию в организации и
проведении съездов, конгрессов, конференций, симпозиумов, публикации научных
трудов и т.д.
При планировании
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организации науки
Роспотребнадзора должны ориентироваться на решение задач, направленных на
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также на
разработку приоритетных направлений научных исследований в области
эпидемиологического мониторинга, биотехнологии и биоинженерии, геномных и
постгеномных технологий, безопасности нанотехнологий и наноматериалов,
ГИС-технологий, биобезопасности и противодействия терроризму, управления риском
здоровью населения и технологий снижения риска и уменьшения последствий
природных и техногенных катастроф и др.
Основными задачами являются:
1. Развитие системы анализа, планирования
и прогнозирования научных исследований;
2. Концентрация финансовых средств и
кадровых ресурсов на приоритетных и инновационных направлениях развития
медицинской науки, ориентированных на конечный результат;
3. Создание единого
информационно-технического пространства, оптимизация информационного обмена,
обеспечение реализации задач информационной поддержки
деятельности органов и организаций Роспотребнадзора;
4. Совершенствование системы учета
результатов научных исследований и технологических разработок, полученных
организациями науки Роспотребнадзора, обеспечение доступа к этой информации;
5. Организация деятельности проблемных
комиссий по основным направлениям профильной деятельности организаций науки
Роспотребнадзора с включением в их состав ведущих специалистов практических
организаций Роспотребнадзора;
6. Участие организаций науки
Роспотребнадзора в реализации федеральных и ведомственных целевых и отраслевых
программ; в конкурсах на получение грантов (отечественных и международных),
государственных и муниципальных заказов;
7. Реализация приоритетного национального
проекта в сфере здравоохранения;
8. Своевременное обеспечение лицензирования основных видов деятельности организаций науки
Роспотребнадзора и аккредитации лабораторий в установленном порядке для
проведения санитарно-эпидемиологических исследований и испытаний;
9. Развитие материально-технической базы
организаций науки Роспотребнадзора;
10. Научное обоснование оценки экономической эффективности деятельности организаций науки
Роспотребнадзора, в том числе по критерию предотвращенного риска для жизни и
здоровья граждан.
III. Реализация
современной кадровой политики
в научно-исследовательских институтах
Роспотребнадзора
Кадровая проблема для организаций науки
Роспотребнадзора является одной из актуальных на сегодняшний день - за период
2006-2008 годов число научных сотрудников снизилось на 27%. Доля молодых ученых
и специалистов до 29 лет составляет 17%, в то время как удельный вес научных
сотрудников старше 50 лет превышает 50%.
Планы по подготовке специалистов высшей
квалификации (докторов и кандидатов наук), как правило, не выполняются в полном
объеме.
Модернизация
кадровой политики в научно-исследовательских институтах Роспотребнадзора
обусловлена необходимостью повышения престижа профессии научного работника,
оптимизации соотношения непосредственных участников научного процесса к числу
вспомогательного и хозяйственного персонала, совершенствования подготовки
кадров высшей квалификации, усиления притока молодых ученых и специалистов и
разработки эффективных механизмов их закрепления и карьерного роста,
организации непрерывного послевузовского образования ученых и специалистов.
Основными задачами являются:
1. Разработка мероприятий по
совершенствованию кадровой политики; обеспечение своевременного повышения
квалификации научных сотрудников и специалистов; осуществление подготовки
кадров высшей квалификации в аспирантуре, докторантуре;
2. Взаимодействие с
медико-профилактическими факультетами и профильными кафедрами медицинских
ВУЗов, направленное на решение кадровых вопросов;
3. Проведение целенаправленной работы с
молодыми учеными и специалистами;
4. Осуществление научного взаимодействия
организаций науки Роспотребнадзора с организациями РАМН, РАН, а также с
зарубежными научными организациями;
5. Развитие и поддержка научных школ в
системе организаций науки Роспотребнадзора, обеспечение преемственности научных
исследований и накопленных баз знаний;
6. Обеспечение взаимосвязи
уровня подготовки научных кадров высшей квалификации по номенклатуре и
объему с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники, важнейших инновационных проектов государственного
значения;
7. Поддержка деятельности Советов
(Обществ) молодых ученых и специалистов в организациях науки Роспотребнадзора.
IV. Развитие
международной научной деятельности
Приоритетами международного научного
сотрудничества организаций науки Роспотребнадзора должны являться следующие
направления: укрепление на двусторонней и многосторонней основе международных
научных связей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
в том числе в рамках работы межгосударственных форумов и организаций
("Группа восьми", СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и др.); научное
обеспечение работы по гармонизации нормативно-правовых актов с зарубежными
научными центрами, международными организациями и нормами (ВОЗ, ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ,
МПА, КЕС и др.); наращивание международного потенциала действующих на базе
организаций науки Роспотребнадзора сотрудничающих центров ВОЗ и
референс-лабораторий, включая получение международной аккредитации
референс-центров, созданных в научно-исследовательских институтах
Роспотребнадзора; участие российских ученых в международных конгрессах,
конференциях, симпозиумах и других мероприятиях; стажировка научных
сотрудников в зарубежных научных центрах и обеспечение стажировки зарубежных
специалистов в организациях науки Роспотребнадзора.
Опыт председательства в "Группы
восьми" в 2006 году продемонстрировал лидирующую роль Российской Федерации
в решении глобальных проблем здравоохранения. Возможность
российской науки трансформировать национальный опыт и знания по противодействию
инфекционным болезням в программы международного значения и передавать данный
опыт странам-партнерам вылилась в ряд конкретных проектов и инициатив,
реализуемых научно-исследовательскими институтами Роспотребнадзора, включая
укрепление международной сети по надзору за гриппом, интенсификацию
исследований в области борьбы с ВИЧ/СПИД, наращивание потенциала по
предупреждению и ликвидации эпидемических последствий стихийных бедствий в
регионе Восточной Европы и Центральной Азии и др.
Роспотребнадзор инициировал
сотрудничество стран ШОС в обеспечении санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, организовав в 2008 году совещание главных
государственных санитарных врачей ШОС.
В последние годы активизировалось
сотрудничество с профильными международными организациями, включая ВОЗ,
Объединенную программу ООН по ВИЧ/СПИД, Глобальный фонд по борьбе со СПИДом,
туберкулезом и малярией, Глобальным альянсом по вакцинам и иммунизацией.
На базе организаций науки Роспотребнадзора
действует ряд национальных координационных и сотрудничающих центров ВОЗ по
различным проблемам. Данными центрами накоплен значительный опыт и разработана
методология регионального сотрудничества по предупреждению распространения
инфекционных болезней, повышению потенциала по надзору за заболеваниями, в них
проводится регулярная подготовка и переподготовка кадров и курсы повышения
квалификации работников здравоохранения из соседних государств.
Результатом
международной научной деятельности организаций науки Роспотребнадзора должно
стать развитие научно-технического обмена с зарубежными странами; продвижение
на международном уровне российской науки и технологий в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения (исследований, разработок,
экспертизы, обучающих программ); научно-обоснованное участие Российской
Федерации в работе руководящих и управляющих органов международных организаций
(ВОЗ, ЮНЭЙДС и др.), а также в деятельности межгосударственных форумов и
организаций.
Основными задачами являются:
1. Развитие и систематизация
взаимодействия с ВОЗ и другими международными организациями и объединениями;
2. Установление партнерств и
осуществление совместных планов работ с зарубежными научными центрами;
3. Обеспечение подготовки
высококвалифицированных научных кадров путем стажировок на рабочем месте в
ведущих мировых научных центрах;
4. Повышение эффективности (отдачи)
участия в международных конференциях, симпозиумах, совещаниях;
5. Развитие потенциала по обучению
зарубежных специалистов на базе организаций науки Роспотребнадзора и создание
международных центров повышения квалификации кадров в рамках сотрудничества
СНГ, ШОС, ЕврАзЭС и др.;
6. Совершенствование анализа современных
международных научных практик в целях адаптации их применения в Российской
Федерации.
Реализация перечисленных выше
приоритетных направлений реализации Концепции позволит:
- оценить и повысить эффективность
деятельности научно-исследовательских учреждений, направленную на
научно-методическое обеспечение органов и организаций Роспотребнадзора;
- определить порядок планирования и
координации научных исследований, оптимизировать соотношение фундаментальных и
прикладных научных работ;
- совершенствовать взаимодействие
организаций науки Роспотребнадзора с органами и организациями Роспотребнадзора,
сконцентрировать усилия научных коллективов на достижение практических
результатов, необходимых для учреждений Роспотребнадзора, обобщить
положительный опыт внедрения результатов исследований в практику санитарно-эпидемиологического
надзора;
- обеспечить необходимый информационный
обмен между научными и практическими учреждениями Роспотребнадзора;
- активизировать подготовку научных
кадров высшей квалификации и поддержку молодых ученых и специалистов;
- разработать механизмы рационального
использования научного оборудования и бюджетных средств в организациях науки
Роспотребнадзора;
- развивать международные научные связи
Роспотребнадзора на основе многосторонних и двухсторонних соглашений.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
Приказом Роспотребнадзора
от 14 июля 2009 г. N 431
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РОСПОТРЕБНАДЗОРУ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. ФГУН "Казанский
научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии".
2. ФГУН "Санкт-Петербургский
научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.
Пастера".
3. ФГУН "Московский
научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.
Г.Н.Габричевского".
4. ФГУН "Екатеринбургский
научно-исследовательский институт вирусных инфекций".
5. ФГУН "Омский
научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций".
6. ФГУН "Хабаровский
научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии".
7. ФГУН "Северо-Западный научный
центр гигиены и общественного здоровья".
8. ФГУН "Екатеринбургский медицинский
научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий".
9. ФГУН "Федеральный научный центр
гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана".
10. ФГУН "Новосибирский
научно-исследовательский институт гигиены".
11. ФГУН "Ростовский
научно-исследовательский институт микробиологии и паразитологии".
12. ФГУН "Нижегородский
научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии".
13. ФГУН "Нижегородский
научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени академика
И.Н.Блохиной".
14. ФГУН "Саратовский
научно-исследовательский институт сельской гигиены".
15. ФГУН "Центральный
научно-исследовательский институт эпидемиологии".
16. ФГУН "Тюменский
научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии".
17. ФГУН "Уфимский
научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека".
18. ФГУН "Санкт-Петербургский
научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора
П.В.Рамзаева".
19. ФГУН "Государственный
научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских
биологических препаратов имени Л.А.Тарасевича".
20. ФГУН "Научно-практический центр
по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе".
21. ФГУН "Федеральный научный центр
медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения".
22. ФГУН "Государственный научный
центр прикладной микробиологии и биотехнологии".
23. ФГУН "Государственный научный
центр вирусологии и биотехнологии "Вектор".
24. ФГУН "Научно-исследовательский
институт дезинфектологии".
25. ФГУЗ "Российский
научно-исследовательский противочумный институт "Микроб".
26. ФГУЗ "Ростовский-на-Дону
государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский
противочумный институт".
27. ФГУЗ "Волгоградский
научно-исследовательский противочумный институт".
28. ФГУЗ "Иркутский ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и
Дальнего Востока".
29. ФГУЗ "Ставропольский
научно-исследовательский противочумный институт".
30. ФГУП "Всероссийский
научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены".