Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

 

8 апреля 2009 г.

 

N 01/4493-9-32

 

О ВСПЫШЕЧНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2008 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в соответствии с формой 23-06 отраслевого статистического наблюдения "Сведения о вспышках инфекционных заболеваний" в течение последних 5-ти лет в Российской Федерации ежегодно регистрируется от 600 до 1250 очагов инфекционных заболеваний (от 5-ти случаев в каждом). Прошедший, 2008 год, не стал исключением - было зарегистрировано 664 очага с общим количеством пострадавших 10071 человек, в том числе 7251 ребенок.

Наибольшее число очагов инфекционных болезней с групповой заболеваемостью наблюдалось в детских образовательных учреждениях (48,1% в структуре всех вспышек) и среди населения городов и поселков - 19,0%. Самыми актуальными явились очаги с реализацией контактно-бытового и пищевого путей передачи инфекции, составившие 52% и 40%, соответственно. Наиболее неблагополучными в эпидемическом отношении в 2008 году были предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли, пищеблоки учреждений, с которыми установлена причинно-следственная связь в 33% вспышек.

За прошедшее пятилетие также остается неизменным удельный вес средних и крупных очагов инфекционных и паразитарных болезней в структуре всей вспышечной заболеваемости, составляющий ежегодно 9%-13%.

В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2005 N 376, в 2008 году было зарегистрировано 85 эпидемических очагов, что практически соответствует цифрам предыдущего 2007 года (88 вспышек инфекционных болезней). Вместе с тем, общее число пострадавших составило около 4 тысяч человек, в том числе более 2,5 тысяч детей, что на 30% меньше, чем в 2007 году.

В структуре эпидемических очагов преобладали инфекции с фекально-оральным механизмом передачи, составившие 89,4%. Доминировали острые кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции установленной этиологии, на долю которых пришлось 23,5% вспышек (20 очагов). Удельный вес сальмонеллезов и шигеллезов составил по 15-17% (14 и 13 вспышек, соответственно). Было зарегистрировано 5 очагов иерсиниоза, по 4 очага ротовирусной и энтеровирусной инфекций, по 3 - норовирусной и менингококковой, по 2 - гепатита A и острых респираторных инфекций, по одному - стрептококковой инфекции, эпидемического паротита, аденовирусной инфекции, орнитоза, микроспории, гнойно-септической инфекции.

В 2008 году расширился этиологический спектр расшифрованных очагов в связи с повышением качества лабораторной диагностики, связанный с внедрением в практику современных диагностических систем (для диагностики норовирусов, энтеровирусов, аденовирусов группы F и др.). Вместе с тем, не отмечено положительной динамики в расшифровке очагов инфекционных болезней: ежегодно 10-15% вспышек остаются этиологически нерасшифрованными (2008 - 11%, 2007 - 14%).

В этой связи следует обратить внимание на неудовлетворительное выполнение приказа Роспотребнадзора от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней". Данным документом определена трехуровневая система лабораторной индикации и мониторинга, включающая проведение исследований на территориальном, региональном и центральном уровнях:

Созданы региональные и референс-центры по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, центры индикации и диагностики особо опасных инфекций (ООИ):

- 7 региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV групп патогенности;

- 17 - по мониторингу за возбудителями особо опасных инфекций (I-II групп патогенности);

- 6 центров индикации и диагностики ООИ;

- 45 референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней на базе 17-ти научно-исследовательских институтов;

- 4 национальных центра верификации диагностической деятельности.

Утверждены функции, порядок взаимодействия региональных и референс-центров по мониторингу с учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.

Однако, взаимодействие с региональными центрами (в соответствии с указанным приказом) было организовано только при расследовании 3-х очагов (3,5%), а выезд специалистов - только в 2-х (в г. Абазе и г. Абакане Республики Хакасия работали специалисты из г. Новосибирска).

Не многим более оптимистична ситуация по взаимодействию между субъектами Российской Федерации и референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней. В 2008 году методическая помощь референс-центров по лабораторной диагностике была оказана в 14,1% наиболее значимых эпидемических очагов (12 очагов), выезд специалистов научно-исследовательских институтов был осуществлен в 6 очагов (7%). При этом организация помощи проводилась только после указания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Наибольшее число вспышек в 2008 году зарегистрировано в Красноярском крае и Московской области (по 9 эпидемических очагов). По 3 очага наблюдались в Волгоградской, Оренбургской области, Удмуртской Республике и Республике Бурятия, по 2 - в Забайкальском крае, Амурской, Нижегородской, Мурманской, Липецкой, Свердловской, Астраханской, Тульской, Вологодской, Тамбовской областях, г. Москве и Республике Хакасия.

Более половины - 60% эпидемических очагов наблюдалось в детских учреждениях: 12 - в оздоровительных лагерях, 18 - в дошкольных учреждениях, 20 - в школах (школы-интернаты, специальные учебные заведения общеобразовательного типа). В лечебно-профилактических учреждениях и среди населения зарегистрировано по 16 очагов (по 19%), в прочих учреждениях - 3.

Пищевой путь передачи инфекции был реализован в 64% вспышек (54 очага), контактно-бытовой - в 24% (20 очагов), водный - в 3,5% (3 очага). Эпидемические очаги с аэрозольным механизмом передачи инфекции составили 7% (6 очагов).

Причиной 56% вспышек (48 очагов) пищевого характера послужили блюда, приготовленные на пищеблоках учреждений с нарушением санитарных и технологических требований. Факторами передачи при этом наиболее часто являлись холодные закуски, не подвергающиеся повторной термической обработке. С продукцией предприятий общественного питания (многокомпонентные салаты, кондитерские изделия) в структуре пищевых вспышек связано 10 очагов (8,5%), с продукцией промышленных молокоперерабатывающих производств - 1 (1%).

Вспышки контактно-бытового характера были обусловлены нарушениями санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях, заносом инфекционных заболеваний больными и персоналом, не соблюдением гигиенических норм.

Эпидемические очаги с водным путем передачи инфекции были связаны с неудовлетворительным состоянием коммунальных систем, не соблюдением питьевого режима при использовании воды децентрализованных источников, а также правил водоподготовки перед подачей воды населению.

Что касается причин и факторов, способствующих формированию очагов инфекционных болезней следует в очередной раз подчеркнуть значимость своевременно и качественно проведенных мероприятий по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства. Так, в 2008 году, в ходе эпидемиологического расследования очага псевдотуберкулеза в Красноярском крае с вовлечением 3-х детских учреждений, был выявлен целый ряд нарушений санитарно-эпидемиологических правил в летних оздоровительных лагерях, который не был указан в актах при плановом обследовании.

Необходимо понимание, что работа по локализации и ликвидации очага проводится под руководством специалистов эпидемиологического профиля и является совместной деятельностью как специалистов клинического и лабораторного звена (микробиологов, вирусологов), так и специалистов по вопросам гигиены (питания, детей и подростков, коммунальной и т.д.).

При анализе работы в очагах инфекционных болезней специалистами Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в ряде случаев отмечается позднее начало проведения расследования и, как следствие, удлинение сроков локализации и ликвидации очага. Часто информация о зарегистрированных случаях инфекционных болезней из органов здравоохранения подается несвоевременно (очаги иерсиниоза в Красноярском крае) или не подается вообще (вспышка ОКИ во Владимирской области в санатории "Русский лес", вспышка норовирусной инфекции в ЛОУ в Красноярском крае).

В основе лежит несоблюдение специалистами лечебной сети действующих нормативных документов, а также отсутствие должного взаимодействия с Управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.

При организации расследования и проведении противоэпидемических мероприятий в очагах особое внимание следует обратить на необходимость тщательного юридического сопровождения всех этапов.

Необходимо помнить, что специалисты ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации привлекаются для проведения эпидемиологического обследования очага, проведения лабораторных исследований на основании предписания главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации. Вместе с тем, во многих управлениях Роспотребнадзора документы по выходу в очаг не оформляются соответствующим образом (Приморский край, Чукотский автономный округ) - отсутствуют документальные требования, выход в очаг врачей ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" оформляется распоряжением, в предписаниях не указывается перечень обследований, исследований, которые необходимо провести.

В целях оптимизации противоэпидемической работы, недопущения формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней, своевременной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской Федерации, предлагаю:

1. Обеспечить своевременное и качественное проведение плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства, обратив особое внимание на предприятия "эпидемического риска" - детские учреждения, предприятия пищевой промышленности, организации общественного питания.

2. Осуществлять межведомственное взаимодействие на всех этапах проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе на этапе регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней.

3. Организовать деятельность лабораторной сети в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней".

4. Обеспечить качественное проведение лабораторных исследований по этиологической расшифровке эпидемических очагов.

5. Взять на контроль соблюдение требований регламентирующих документов по взаимодействию управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации при организации и проведении мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

6. Обеспечить обязательное юридическое сопровождение на всех этапах противоэпидемической работы.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024