ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
11 июля 2008 г.
N 01/7347-8-32
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ЗА ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ деятельности
подведомственных органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам организации
и эффективности проводимых противоэпидемических (профилактических) мероприятий
в очагах инфекционных болезней.
Как показали проверки
при реформировании государственной санитарно-эпидемиологической службы в ряде
субъектов Российской Федерации не обеспечивается необходимое
взаимодействие между территориальными органами и учреждениями, что приводит к
дублированию функций, не рациональному использованию кадрового потенциала,
несвоевременному расследованию причин и условий возникновения инфекционных
болезней и локализации очагов.
В целях оптимизации деятельности в
Вологодской области в структуре ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"
был упразднен эпидотдел и оставлены лишь функции по лабораторному обеспечению
надзорной деятельности. Одновременно эпидотдел управления Роспотребнадзора был
доукомплектован специалистами и в настоящее время осуществляет все задачи по
обеспечению эпидемиологического надзора, в том числе прием и регистрацию
экстренных извещений об инфекционных и паразитарных болезнях.
Вместе с тем,
нормативными документами департамента здравоохранения Вологодской области и
Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лечебно-профилактических
учреждениях созданы эпидотделы, в обязанности которых вменены прием экстренных
извещений на инфекционные и паразитарные болезни с последующей передачей
информации в управление Роспотребнадзора по Вологодской области, организация и
контроль за проведением противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных
болезней, а также принятие решений о закрытии очага.
Указанные функции
превышают полномочия лечебно-профилактических учреждений и идут вразрез с
действующими правовыми и нормативными документами (ФЗ-52, положение о
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня
2004 г. N 322, санитарно-эпидемиологические правила по профилактике
инфекционных болезней), в которых данная деятельность возложена на Федеральную
службу по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Следует также отметить, что в ряде
субъектов Российской Федерации (Республика Хакасия, Красноярский край,
Волгоградская область и др.) выявлены серьезные недостатки в расследовании
причин и условий возникновения групповых заболеваний и вспышек инфекционных
болезней. Отмечаются факты несвоевременного эпидемиологического расследования
очагов, определения их границ, не качественный сбор эпидемиологического
анамнеза. Результатом допущенных нарушений является позднее и не в полном
объеме проведение противоэпидемических мероприятий в очагах, что приводит к
дальнейшему распространению инфекции.
В целях обеспечения действенного
государственного санитарно-эпидемиологического надзора обязываю:
1. Проанализировать деятельность
территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по организации эпидемиологического
надзора, оценить эффективность и оперативность противоэпидемических
(профилактических) мероприятий в очагах инфекционных болезней, незамедлительно
устранить выявленные недостатки.
2. Принять конкретные меры по усилению
взаимодействия территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора при
осуществлении эпидемиологического надзора.
3. Привести
организационно-распорядительные документы по разграничению функций Управлений
Роспотребнадзора и лечебно-профилактических учреждений в соответствие с
действующими нормативно-правовыми документами.
4. Доложить о проведенной работе до 1
ноября 2008 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО