Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

 

19 марта 2008 г.

 

N ГКПИ08-527

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Колеговой И.И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующими пунктов 3.1. и 3.2. раздела II и пункта 1.2. раздела III Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 29 апреля 1994 года N 82,

 

установил:

 

Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 29 апреля 1994 года N 82, изданным во исполнение статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утверждено Положение о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий (далее - Положение). В разделе II Положения определен порядок назначения и проведения вскрытий трупов умерших в стационаре, а в разделе III - порядок направления и проведения патолого-анатомического вскрытия трупа взрослого человека, умершего вне стационара.

В соответствии с разделом II Положения отмена вскрытия не допускается: при невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти, вне зависимости от продолжительности пребываний больного в стационаре (пункт 3.1.); при подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагностических препаратов.

Пунктом 1.2. раздела III Положения предусмотрено, что амбулаторно-клиническое учреждение обязано в случаях смерти, определенных в пункте 3 раздела II, направить труп на патолого-анатомическое исследование.

А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 3.1. и 3.2. раздела II и пункта 1.2. раздела III Положения недействующими, считая их противоречащими Конституции Российской Федерации, нормам международного права и федеральным законам, в соответствии с которыми каждый человек вправе рассчитывать на достойное отношение к его телу после смерти. Заявитель сослался на то, что в нарушение требований федерального закона было произведено вскрытие тела его матери после ее смерти, несмотря на письменный отказ от вскрытия, основанием для таких действий явились оспариваемые им нормативные положения.

В судебном заседании заявитель обратил внимание на то, что конституционные права граждан не могут быть ограничены подзаконным нормативным актом, каковым является оспариваемое им Положение.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Германова А.Л., Мартынов А.А. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Покидова И.В. в своих возражениях указали на то, что оспариваемые нормы не ограничивают конституционных прав граждан, основаны на требованиях части третьей статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, не допускающей отказ от вскрытия при наличии подозрения на насильственную смерть, и соответствуют этим требованиям.

Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Право человека на достойное отношение к его телу является производным от закрепленных в Конституции Российской Федерации прав каждого на государственную охрану достоинства личности (статья 21, часть 1) и на личную неприкосновенность (статья 22, часть 1).

Исходя из этого, статьей 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в ред. от 26 июня 2007 г.) определено право каждого на волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти, в том числе относительно согласия или несогласия быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию (пункт 1); установлено, что действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего (а при отсутствии такового - согласно воле родственников), если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).

Статьей 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что патолого-анатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания; порядок проведения патолого-анатомических вскрытий определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Согласно части третьей этой статьи по религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (правопреемник Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации).

Данным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с предоставленными ему полномочиями Приказом от 29 апреля 1994 года N 82 утверждено Положение о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, которое входит в состав законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и о погребении и похоронном деле (статья 3 вышеупомянутых Основ, статья 2 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июня 1994 г. за N 588, опубликован в газете "Российские вести" от 15 июня 1994 г. N 108.

По смыслу части третьей статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в случаях, если имеются подозрения на насильственную смерть, патолого-анатомическое вскрытие производится независимо от того, что родственниками умершего либо умершим при жизни было выражено несогласие быть подвергнутым вскрытию.

Из сопоставления указанной нормы Основ с содержанием пунктов 3.1. и 3.2. раздела II Положения следует, что в этих пунктах не установлены дополнительные причины, по которым не допускается отмена вскрытия, а лишь раскрыты отдельные случаи, когда возникают подозрения на насильственную смерть. Так, если невозможно установить заключительный клинический диагноз заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственную причину смерти (пункт 3.1.), то нельзя исключить того, что смерть человека наступила от насильственных причин (отравление, неправильное лечение, ошибка медицинского персонала и т.п.). Передозировка или непереносимость лекарств или диагностических препаратов также могут являться причинами смерти, поэтому в случаях, когда имеются основания предполагать смерть человека вследствие этих причин (пункт 3.2.), возникает подозрение в его насильственной смерти.

Пункт 1.2. раздела III Положения не предусматривает новых оснований для отказа в исполнении волеизъявления умершего (его родственников), а лишь распространяет в отношении умерших вне стационара действие пункта 3 раздела II Положения, приведенные в котором случаи подозрения на насильственную смерть не зависят от того, в стационаре или нет умер человек.

Таким образом, оспариваемые нормативные положения основаны на вышеуказанных нормах федеральных законов и соответствуют им, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024