Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

здравоохранения и

социального развития

Российской Федерации

Р.А.ХАЛЬФИН

6 августа 2007 г. N 5957-РХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ

СО СПИД И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

 

Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 г. N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний") при участии ФГУ "Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора" (академик РАМН, д.м.н., проф. В.В.Покровский).

 

Общие положения

 

Настоящие методические рекомендации содержат основные положения по организации деятельности центров по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее - Центр).

1. Центр (территориальный, т.е. республиканский - в составе республики, краевой или областной - в составе края или области или городской и т.п.) является специализированным учреждением, координирующим, организующим, и осуществляющим профилактические, противоэпидемические, диагностические, лечебные и другие мероприятия, направленные на предупреждение распространения ВИЧ и связанных с ним заболеваний, а также на снижение уровня негативных последствий, вызванных распространением ВИЧ-инфекции на подведомственной Центру территории.

2. Центр является самостоятельным учреждением, созданным в соответствии с законодательством РФ по распоряжению территориальной исполнительной власти, имеет свою гербовую печать и специальные бланки с указанием полного наименования, почтового адреса, телефона, электронной почты.

3. Финансирование деятельности Центров осуществляется за счет средств бюджета субъекта федерации, бюджета Федеральных целевых программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, специальных адресных федеральных средств, выделяемых на осуществление программ по противодействию ВИЧ/СПИД, целевых программ субъектов федерации, городских и иных программ и иных бюджетных средств, выделяемых на осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, а также за счет иных источников финансирования, разрешенных законодательством РФ.

4. Руководитель Центра назначается на должность и освобождается от занимаемой должности в установленном законодательством порядке, ему придаются права главного внештатного специалиста территориального органа управления здравоохранением по вопросам организации и проведения мероприятий по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.

5. Основной задачей Центра является осуществление организационно-методической работы по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, связанных с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.

 

Руководящие принципы деятельности Центра

 

1. В своей работе Центр руководствуется действующим законодательством РФ и субъекта РФ, на территории которого он выполняет свои функции, распоряжениями вышестоящих органов исполнительной власти, приказами и инструктивными документами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, вышестоящих органов здравоохранения, а также действующими международными соглашениями РФ.

2. Ведущими принципами деятельности Центра являются положения "Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятые резолюцией S-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 27 июня 2001 года.

3. Деятельность Центра основывается на принципе равной доступности профилактики, диагностики, лечения и всех видов психологической и социальной поддержки, гарантированной действующим законодательством РФ для всех граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

4. Принципом деятельности Центра является предупреждение и борьба со всеми видами дискриминации, связанными с ВИЧ-инфицированием, профилактикой, диагностикой и лечением ВИЧ-инфекции, социальной адаптацией и трудовой деятельностью ВИЧ-позитивных людей и членов их семей.

5. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с новейшими достижениями научных исследований в области профилактики, диагностики, лечения и преодоления социальных последствий распространения ВИЧ/СПИД.

6. В области своей основной деятельности по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции и преодолению последствий ее распространения Центр использует документы и разработки ЮНЭЙДС, ВОЗ и других международных организаций системы ООН.

 

Задачи деятельности Центра:

 

I. Задачи в области организации и координации мероприятий, осуществляемых на территории деятельности Центра:

1. Обеспечение федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также субъектов органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации полноценной информацией о ситуации по ВИЧ-инфекции на территории функционирования Центра.

2. Обеспечение федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также субъектов органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации технической помощью по всем вопросам их деятельности, связанной с организацией противодействия распространению ВИЧ-инфекции и уменьшению негативных последствий ее распространения.

3. Обеспечение технической поддержки межсекторальной координации деятельности, осуществляемой в области борьбы с ВИЧ-инфекцией органами и учреждениями федерального подчинения и учреждениями и органами субъектов Российской Федерации, а также организациями различного ведомственного подчинения и общественными или частными организациями.

4. Обеспечение технического контроля со стороны органов исполнительной власти за адекватностью и эффективностью деятельности различных организаций в области противодействия распространению ВИЧ и уменьшения последствий ее распространения.

 

II. Задачи в области (первичной) профилактики распространения ВИЧ-инфекции

1. Информирование населения о путях распространения ВИЧ и методах предупреждения заражения ВИЧ с использованием:

- средств массовой информации;

- телевидения, радио, прессы, интернета, почты;

- обучения работающей части населения на рабочих местах;

- обучения учащихся различных учебных заведений;

- организации специальных мероприятий, включая концерты, представления и т.п.;

- издания и распространения специальной обучающей литературы (листовки, буклеты), видеопродукции, компьютерных программ (игр).

2. Организация работы по обучению методам предупреждения заражения уязвимых к ВИЧ контингентов населения:

- среди потребителей наркотических препаратов;

- среди лиц, вовлеченных в занятия коммерческим сексом и их клиентов;

- среди мужчин имеющих секс с мужчинами;

- среди неработающей и неучащейся молодежи;

- среди водителей и других работников транспорта;

- среди военнослужащих и милиции;

- среди лиц, находящихся в заключении;

- среди мигрирующих контингентов населения: туристов, торговцев, временных рабочих, лиц без определенного места жительства, перемещенных лиц и т.п.;

- других контингентов.

3. Организация системы индивидуального обучения (консультирования) граждан по вопросам ВИЧ-инфекции с предоставлением возможности добровольного тестирования на ВИЧ-инфекцию.

4. Координация профилактических мероприятий с деятельностью организаций другого ведомственного подчинения, с мерами, осуществляемыми негосударственными и частными организациями, принимающими участие в профилактике ВИЧ-инфекции.

 

III. Задачи по сбору, анализу и распространению статистической информации, связанной с ВИЧ-инфекцией

1. Учет тендерной, территориальной и связанной с социальными факторами заболеваемости ВИЧ-инфекцией и сопутствующими инфекционными и оппортунистическими заболеваниями, а также смертности, рождаемости, фертильности и других демографических показателей у ВИЧ-позитивных лиц на территории.

2. Анализ данных о динамике собранных показателей, связанных с ВИЧ-инфекцией и сочетанных с ней инфекционных и оппортунистических заболеваний.

3. Регулярное информирование местной администрации, органов здравоохранения и организаций системы надзора за заболеваемостью о статистических данных по заболеваемости ВИЧ-инфекцией и оппортунистическими заболеваниями.

 

IV. Организация и проведение эпидемиологического надзора и противоэпидемических мероприятий

1. Сбор и анализ текущей эпидемиологической информации по ВИЧ-инфекции и сочетанным инфекционным заболеваниям.

2. Организация и проведение плановых, специальных или дозорных эпидемиологических исследований по выявлению и оценке активности факторов, влияющих на интенсивность осуществления передачи ВИЧ.

3. Выявление источников ВИЧ-инфекции, путей и факторов передачи ВИЧ путем организованного обследования на антитела к ВИЧ, проводимого в соответствии с регламентирующими документами.

4. Консультирование выявленных ВИЧ-позитивных лиц по вопросам предупреждения распространения ВИЧ.

5. Проведение эпидемиологического расследования случаев ВИЧ-инфекции.

6. Консультирование партнеров ВИЧ-инфицированных лиц о способах предупреждения заражения ВИЧ.

7. Организация противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ в выявленных очагах возможной нозокомиальной передачи ВИЧ.

8. Организация и проведение мероприятий по предотвращению передачи ВИЧ от ВИЧ-позитивной матери ее будущему ребенку.

 

V. Организация лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и проведение клинико-лабораторного контроля за лечебно-диагностическими мероприятиями

1. Организация и проведение первичной и подтверждающей диагностики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний на подведомственной территории.

2. Организация и проведение лабораторного мониторинга за состоянием ВИЧ-инфицированных лиц и эффективностью лечения.

3. Осуществление лабораторного мониторинга за резистентностью ВИЧ к антиретровирусным препаратам и циркуляцией резистентных штаммов.

4. Оказание методической помощи учреждениям, осуществляющим диагностику ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний на территории функционирования Центра.

5. Организация и проведение добровольного анонимного обследования на ВИЧ и сопутствующие заболевания.

 

VI. Оказание лечебной помощи ВИЧ-инфицированным лицам

1. Организация и проведение диагностики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний.

2. Организация консультирования лиц, у которых обнаружена ВИЧ-инфекция, с целью адаптации к жизни с ВИЧ, включая вопросы оказания дальнейшей лечебной помощи.

3. Организация диспансерного наблюдения за ВИЧ-позитивными лицами, включая необходимые диагностические процедуры, предусмотренные стандартами медицинской помощи ВИЧ-позитивным лицам.

4. Проведение комплексных лечебных мероприятий, необходимых для сохранения здоровья и трудоспособности ВИЧ-позитивных лиц в соответствии с действующими стандартами оказания лечебной помощи ВИЧ-позитивным гражданам РФ, включая специфическую антиретровирусную терапию, лечение оппортунистических инфекций, сопутствующих заболеваний и состояний.

5. Организация обеспечения и снабжения ВИЧ-позитивных лиц, нуждающихся в медикаментозной помощи, лекарственными препаратами, поступающими за счет федерального и местных бюджетов или иных источников.

6. Организация паллиативной помощи лицам, пострадавшим от ВИЧ/СПИД, включая организацию и оказание медицинской помощи на дому (совместно со специалистами амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и центров социального обслуживания населения).

 

VII. Задачи в области преодоления социальных последствий распространения ВИЧ-инфекции

1. Наблюдение за исполнением законодательства РФ и субъектов РФ в области противодействия распространению ВИЧ/СПИД и информирование органов исполнительной и судебной власти о случаях нарушения действующего законодательства, включая случаи поставления граждан в угрозу заражения ВИЧ и случаи нарушения прав ВИЧ-позитивных лиц.

2. Участие в обеспечении ВИЧ-позитивных лиц социальной помощью, предусмотренной федеральным законодательством РФ и законодательными актами субъектов РФ, а также распоряжениями органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

3. Обеспечение лиц, пострадавших от ВИЧ\СПИД, а также лиц, прямо или косвенно вовлеченных в конфликтные ситуации, связанные с ВИЧ-инфекцией, консультативной помощью (включая юридическую).

4. Организация социальной помощи детям ВИЧ-позитивных родителей, оставшимся без родителей, а также ВИЧ-позитивным детям в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами исполнительной власти федерального или местного уровня.

 

VIII. Задачи в области подготовки и повышения квалификации кадров для работы в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции

1. Подготовка специалистов в области профилактики, консультирования и тестирования, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.

2. Повышение квалификации специалистов, работающих в области профилактики, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.

3. Организация и проведение совещаний и конференций по вопросам профилактики, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.

 

Структура Центра

 

В соответствии с задачами деятельности Центра рекомендуется следующая его структура:

1. Организационно-методический отдел. Решает задачи в области организации и координации мероприятий в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и преодолением ее последствий, осуществляемых на территории деятельности центра, а также в области подготовки и повышения квалификации кадров для работы в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции. Собирает и анализирует информацию об организации профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний и эффективности проводимых мероприятий. Организует взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения, учреждениями других ведомств, общественными и частными организациями и лицами. Проводит мероприятия по преодолению стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных лиц и их семей. Организует учебные мероприятия, конференции, семинары.

В состав подразделения входят специалисты в области организации здравоохранения, юристы, специалисты по связям с общественностью, журналисты, врачи-методисты.

2. Отдел профилактики. Действует в соответствии с задачами в области (первичной) профилактики распространения ВИЧ-инфекции, обеспечивает и организует профилактические мероприятия, информирование и обучение общего населения, контингентов, угрожаемых по ВИЧ-инфекции.

В состав подразделения входят специалисты в области профилактического здравоохранения, психолог, имеющий подготовку по работе с населением, врачи-методисты, социальные работники.

3. Эпидемиологический отдел. Решает задачи по сбору, анализу и распространению статистической информации, связанной с ВИЧ-инфекцией. Организует сбор и распространение статистической информации о ВИЧ-инфекции. Проводит эпидемиологическое расследование и информирование контактных лиц (оповещение партнеров). В состав подразделения входят эпидемиологи, помощники эпидемиологов.

4. Диагностическое подразделение. Организация лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и проведение клинико-лабораторного контроля за лечебно-диагностическими мероприятиями. Организует и проводит диагностические мероприятия, связанные с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями. В состав подразделения входят лабораторные работники, прошедшие обучение по соответствующим методам диагностики.

5. Клинический отдел. Обеспечивает диспансерное наблюдение и лечение ВИЧ-инфицированных лиц, а также оказание паллиативной помощи. В состав подразделения входят бригады специалистов, включающие инфекционистов, психиатров, психотерапевтов, психологов, фармаколога, дерматовенерологов, акушеров-гинекологов, хирургов, стоматологов, окулистов, специалистов по паллиативной помощи, средний и младший медицинский персонал, обученный методологии работы по ВИЧ-инфекции.

6. Отдел медико-социальной и правовой помощи. Организует и осуществляет мероприятия, обеспечивающие социальную помощь ВИЧ-инфицированным лицам, включая мероприятия по уменьшению дискриминации, паллиативную помощь, заботу о детях-сиротах и других членах семей ВИЧ-позитивных лиц, включая оказание медико-социальной помощи на дому (совместно со специалистами амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и центров социального обслуживания населения, сотрудниками НКО).

В состав подразделения входят специалисты по социальной работе, специалист по паллиативной помощи, социальные работники, психологи, менеджер по управлению медицинским персоналом, средний медицинский персонал, включая патронажных сестер.

7. Административно-хозяйственный отдел. Обеспечивает административно-хозяйственную деятельность Центра.

Штатная численность сотрудников Центра определяется Органом управления здравоохранением с учетом численности населения территории деятельности Центра и числом ВИЧ-позитивных лиц, зарегистрированных на территории, в соответствии с нормативной нагрузкой на сотрудников.

 

Центр СПИД осуществляет следующие функции:

 

- организационно-методическое руководство деятельностью лечебно-профилактических учреждений по вопросам оказания консультативной, диагностической, лечебной и профилактической помощи населению при ВИЧ-инфекции;

- осуществление координации основной деятельности Центра с учреждениями другого ведомственного подчинения, другими медицинскими учреждениями, общественными организациями, коммерческими организациями и частными лицами, участвующими в мероприятиях по борьбе с ВИЧ-инфекцией и последствиями ее распространения;

- организация и проведение профилактических мероприятий среди общего населения подведомственной территории;

- организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения;

- проведение анализа эпидемической ситуации и эффективности противоэпидемических мероприятий;

- организация диагностики, лечения, профилактики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний;

- обеспечение пациентов лекарственными средствами;

- организация мероприятий по уменьшению последствий распространения ВИЧ/СПИД: психологической поддержки и социальной помощи лицам, пострадавшим от ВИЧ-инфекции, и их семьям, в том числе организация и проведение психосоциального консультирования и паллиативной помощи;

- оказание помощи в решении правовых, социальных и реабилитационных вопросов в отношении ВИЧ-инфицированных;

- осуществление контроля качества диагностических тест-систем на ВИЧ-инфекцию, применяемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- сбор и анализ ежемесячных отчетов лабораторий по диагностике ВИЧ-инфекции, представление сводных отчетов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- участие в разработке федеральных, окружных и территориальных программ по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией;

- обучение и подготовка медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений по диагностике, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции, включая консультирование до и после проведения теста на ВИЧ-инфекцию;

- мониторинг за ВИЧ-инфекцией;

- проведение социологических исследований по проблеме ВИЧ-инфекции, включая осуществление эпидемиологического и поведенческого мониторинга;

- разработка и распространение методической литературы по вопросам ВИЧ-инфекции;

- выполнение научно-практических работ по проблемам ВИЧ-инфекции;

- организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок и т.д. по проблемам, входящим в компетенцию Центра СПИД;

- представление информации в органы государственной власти о выявленных нарушениях, которые могут привести к заражению и распространению ВИЧ-инфекции;

- участие в экспертной деятельности по оценке качества и эффективности организационно-профилактических и лечебно-диагностических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в лечебно-профилактических учреждениях;

- осуществление медико-педагогической деятельности;

- подготовка и представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения заявок на антиретровирусные препараты и диагностикумы, необходимые для организации и проведения лечения больных ВИЧ-инфекцией.

 

Права и ответственность Центра

 

Центр имеет права:

1. Планировать и осуществлять свою деятельность в рамках установленных задач и функций в соответствии с действующим законодательством.

2. Запрашивать и получать предусмотренную данным положением информацию от учреждений здравоохранения, действующих на подведомственной территории.

3. Вносить в вышестоящие организации предложения, связанные с оптимизацией и повышением эффективности деятельности, направленной на предупреждение распространения ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний.

4. Осуществлять методическое руководство и контроль за эффективностью деятельности организаций, принимающих участие в программах, связанных с предупреждением распространения ВИЧ и уменьшением последствий от его распространения.

5. Осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на улучшение здоровья граждан.

 

Центр несет ответственность за:

1. Качественное выполнение предусмотренных данными рекомендациями задач и функций Центра.

2. Достоверность и своевременность информирования государственных органов, вышестоящих организаций и органов надзора о развитии ситуации по ВИЧ/СПИДу и сопутствующим заболеваниям.

3. Обеспечение методического руководства и контроля качества профилактической и лечебной помощи населению по вопросам, связанным с ВИЧ/СПИД и сопутствующими заболеваниями.

4. Обеспечение гарантированных законодательством РФ оплаты и условий труда сотрудников Центра.

 

Контроль и регламентация деятельности Центра осуществляется государственными органами в пределах их компетенции.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024