Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

2 июля 2007 г.

 

N 45

 

О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ

ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с обращением отходов производства и потребления, отмечаю, что в последнее время в ряде субъектов Российской Федерации осуществлены организационные и практические мероприятия по соблюдению санитарных норм и правил в этой сфере.

В г.г. Москве и Санкт-Петербурге, Вологодской и Мурманской областях, Ставропольском и Приморском краях действуют мусоросжигательные заводы, в г. Санкт-Петербурге, Белгородской, Ленинградской, Свердловской и Самарской областях построены мусороперерабатывающие предприятия. Количество мусороперерабатывающих комплексов возросло с 32 в 2005 г. до 39 в 2006 г.

Во многих регионах введены в действие демеркуризационные или специализированные предприятия, осуществляющие централизованный сбор, хранение и дальнейшую переработку ртутьсодержащих отходов.

Активизировалась работа по ликвидации несанкционированного размещения отходов в населенных пунктах.

В Республике Татарстан, Саратовской, Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской областях реализуются программы утилизации пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов.

Управлениями Роспотребнадзора в 2006 г. проведены более двух тысяч проверок по соблюдению установленных требований в части размещения, хранения, утилизации отходов производства и потребления, а также содержания территории населенных мест.

Вместе с тем, в указанной сфере имеют место многочисленные нарушения санитарного законодательства, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Низкой остается эффективность системы плановой очистки территории от бытовых отходов. По-прежнему сохраняется дефицит специализированного автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых отходов, несвоевременно осуществляется их вывоз.

В большинстве субъектов Российской Федерации нарушаются требования СП 2.1.7.1.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2001 N 2826) и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2003 N 4526). Отсутствуют подъездные дороги с твердым покрытием, ограждения, дезинфицирующие ванны, складирование мусора осуществляется без изоляционных слоев, отмечается острая нехватка спецтехники для утилизации отходов. Многие полигоны фактически превратились в свалки бытовых отходов с крайне высокой заселенностью грызунами.

В Новосибирской, Иркутской, Томской, Кировской и других областях продолжается эксплуатация от 15% до 40% полигонов с коэффициентом заполнения 90%. Строительство новых полигонов ведется крайне медленно.

В стране ежегодно образуется от 2,7 до 3,4 млрд. тонн отходов, однако практически не развита индустрия их вторичной переработки и использования.

Многими хозяйствующими субъектами не принимается должных мер по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов, в том числе и чрезвычайно опасных. Продолжается практика их вывоза на полигоны твердых бытовых отходов, несанкционированные свалки, а также накопление на территории промышленных предприятий. Такое положение отмечается в Челябинской, Пензенской, Новосибирской областях, Красноярском крае.

В Вологодской, Курской, Брянской, Сахалинской областях, Краснодарском крае имеют место серьезные нарушения хранения пестицидов и агрохимикатов.

Во многих лечебно-профилактических учреждениях отмечается неправильное обращение с медицинскими отходами, что создает возможность повторного применения использованного разового медицинского оборудования, подвергая работников здравоохранения и население риску возникновения травм и социально значимых заболеваний.

В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, неудовлетворительной организации плановой санитарной очистки населенных мест, происходит накопление токсичных веществ в почве, отмечается высокий уровень бактериального загрязнения ее на территории жилой застройки.

Количество исследованных проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет 11,4%. В Свердловской, Тульской, Читинской областях, Краснодарском крае, г. Санкт-Петербурге доля таких проб в 3,7 - 4,4 раза больше, чем в целом по стране. При этом загрязнение происходит преимущественно тяжелыми металлами (свинец, кадмий, ртуть), представляющих наибольшую потенциальную опасность для здоровья населения.

В г. Москве, Республике Коми, Пермском и Приморском краях, Вологодской и Ростовской областях количество проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составляет от 30 до 50%.

Органы местного самоуправления не принимают должных мер по реализации Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.06.1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1 (ч. 2) ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52, ст. 5498), низкой остается требовательность к предприятиям и организациям в решении вопросов, связанных с очисткой населенных мест, хранением, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов.

Многие управления Роспотребнадзора не обеспечивают действенного надзора и не привлекают к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушениях санитарных правил и нормативов при обращении с отходами производства и потребления.

Положение усугубляется тем, что не разработана в должном объеме нормативно-правовая и методическая база по вопросам обращения с отходами производства и потребления, в том числе о порядке выдачи лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами.

До настоящего времени не приняты меры по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.11.2000 N 45, ст. 4476).

В связи с вышеизложенным и на основании статей 22 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213) постановляю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1.1. Рассмотреть вопрос о ходе реализации Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

1.2. Разработать или внести коррективы в целевые программы в области обращения с производственными и бытовыми отходами, предусмотрев в них осуществление организационных и практических мероприятий по обеспечению эффективной системы плановой очистки населенных мест, строительству полигонов промышленных и твердых бытовых отходов, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, мусоросортировочных комплексов.

1.3. Требовать от руководителей организаций и предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, принять меры к ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов.

2. Рекомендовать Ростехнадзору:

2.1. Принять дополнительные меры по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в сфере обращения с отходами производства и потребления.

2.2. Усилить контроль за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

2.3. Усилить взаимодействие территориальных органов Ростехнадзора с территориальными органами Роспотребнадзора при выдаче лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

3. Рекомендовать организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами обеспечить выполнение требований санитарного законодательства по осуществлению плановой очистки населенных мест, эксплуатации и рекультивации мест централизованного хранения, захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления.

4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществить организационные и практические мероприятия по неукоснительному соблюдению СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", а также по обращению с медицинскими отходами.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:

5.1. Разработать совместно с территориальными органами Ростехнадзора и внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения о включении в целевые программы по обращению с отходами производства и потребления мероприятия, направленные на совершенствование систем сбора, транспортировки, хранения, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.

5.2. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществлять совместно с территориальными органами Ростехнадзора проверки деятельности организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления и информировать о результатах проверок органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления с целью принятия соответствующих мер.

5.3. Провести анализ работы по осуществлению надзора за обращением с отходами производства и потребления, принять меры по повышению его эффективности, повысить требовательность к организациям и предприятиям за неукоснительным соблюдением требований санитарного законодательства в этой сфере.

5.4. Направлять информацию о результатах надзора за обращением с отходами производства и потребления, а также предложения по совершенствованию этой работы в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора вместе с годовыми отчетами.

6. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора разработать и согласовать с Роспотребнадзором ведомственные отчетные формы о проводимой работе по надзору за обращением с отходами производства и потребления, обобщенную информацию представлять в срок до 15 июня ежегодно.

7. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.

 

Главный санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024