Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

17 июля 2001 г.

 

N 13

 

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 

Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что наряду с определенными положительными результатами проводимых в стране реформ имеют место негативные проявления, в том числе факты коррупции, противозаконных действий как руководителей, так и отдельных работников в различных отраслях народного хозяйства.

Обеспокоенность вызывает тенденция к нарастанию количества правонарушений различного характера в отраслях, ранее считавшихся благополучными, в том числе и в здравоохранении.

Контрольно - ревизионная работа Минздрава России в 1999-2001 гг. была направлена на осуществление в установленном порядке контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных источников, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, определением эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроля за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, осуществлением мероприятий по предупреждению и профилактике правонарушений.

Ежегодно Министром здравоохранения Российской Федерации утверждается План проведения ревизий финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений и организаций, согласованный с Департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России.

За период 1999-2001 гг. Минздравом России проведено 50 плановых и 12 внеплановых проверок финансовой и хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения. Продолжена практика проведения контрольно - ревизионных мероприятий с участием Минфина России и привлечением местных контрольно - ревизионных органов.

В результате проведенных ревизий и проверок были установлены факты необоснованного расходования государственных средств в сумме 6619,2 тысублей в 1999 и 3381,0 тыс.рублей в 2000 году.

Нарушения расходования средств, выделенных на оплату труда, допускались в результате завышения разрядов ETC, необоснованно установленных надбавок за работу во вредных условиях труда, за совмещение должностей, за совместительство, на оплату содержания персонала по приему и лечению иностранных граждан.

Так, излишние выплаты заработной платы произведены в Санкт - Петербургской государственной педиатрической медицинской академии на сумму 284,4 тысублей, в Новосибирском НИИ патологии кровообращения на сумму 67,8 тыс.рублей, в Ивановской государственной медицинской академии на сумму 33 тыс.рублей, Российской детской клинической больнице на сумму 380 тыс.рублей.

В Санкт - Петербургской государственной педиатрической медицинской академии ревизией установлено отвлечение в коммерческие организации внебюджетных средств на сумму 1596 тысублей и недостача денежных средств и материальных ценностей на сумму 901 тыс.рублей.

Костромской психиатрической больницей специализированного типа с интенсивным наблюдением в декабре 1997 г. на условиях стопроцентной предоплаты перечислено АОЗТ Русско - американскому совместному предприятию 1362,3 тыс. руб. за поставку медицинского оборудования. Оборудование поставлено в октябре 1999 г., но другой спецификации и без сопроводительных документов. В июле 2000 г. руководство больницы обратилось в органы внутренних дел с заявлением о проверке деятельности предприятия - поставщика и решения вопроса о возбуждении уголовного дела. До настоящего времени этот вопрос не решен и денежные средства не возвращены.

В штатном расписании клиники Межотраслевого научно - технического комплекса "Микрохирургия глаза" на 1998, 1999 гг. утвержден центр по приему и лечению иностранных граждан, являющийся коммерческим подразделением. На содержание должностей центра необоснованно израсходовано 677,4 тысублей. В результате завышения разрядов ETC необоснованные выплаты составили 85,7 тысублей средств федерального бюджета. Кроме этого, по трудовым договорам необоснованно выплачено 1230,0 тысублей.

Ревизией финансово - хозяйственной деятельности Российской детской клинической больницы Минздрава России за 1999-2000 годы, проведенной КРУ Минфина России, установлены многочисленные факты незаконного и расточительного расходования государственных средств на сумму 3580,6 тысублей, в том числе средств федерального бюджета на сумму 2076,7 тыс.рублей, неэффективного использования площадей, необеспечения сохранности товарно - материальных ценностей.

Проверкой деятельности учреждений госсанэпиднадзора установлено, что в центрах госсанэпиднадзора ряда субъектов Российской Федерации (Архангельской, Пермской, Тюменской, Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев) допускаются искажения бухгалтерской отчетности, предоставляется неполная информация о финансово - хозяйственной деятельности.

По установленным фактам злоупотреблений принимались меры воздействия. В 2000-2001 гг. от занимаемой должности освобождены главные врачи центров госсанэпиднадзора в Республике Карелия, Калининградской, Пермской и других областей.

Наряду с проверками финансово - хозяйственной деятельности подведомственных Минздраву России медицинских учреждений, Управлением финансирования, учета и контроля Министерства в 1999-2001 гг. проведен анализ актов и справок по результатам ревизий и проверок региональными КРУ и Минфином России 163 учреждений Минздрава России.

По результатам ревизий и проверок в подведомственные учреждения направлено более 50 писем, издано 8 приказов о необходимости устранения выявленных нарушений и восстановления необоснованно израсходованных сумм.

Тем не менее, работа по взысканию нанесенного ущерба контролируется слабо. Так, в 1997 году его объем составил 1666,4 тысублей, в 1998 году - 2157,4 тыс.рублей; взыскано 8,3% от указанных сумм. Аналогичная ситуация имела место и в 1999-2000 гг.

Допущенные нарушения финансовой дисциплины повлекли за собой изменение финансирования учреждений Минздрава России из средств федерального бюджета, в результате чего Минфином России произведено уменьшение плана финансирования учреждений Минздрава России в 2000 году на сумму 4297,7 тысублей, в том числе по разделу "наука" - 129,3 тыс.рублей; по разделу "здравоохранение" - 3638,1 тыс.рублей; по разделу "образование" - 151, тысублей. По центрам Госсанэпиднадзора уменьшение плана финансирования составило 378,6 тысублей.

Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с территориальными фондами ОМС путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

В 1999 г. контрольно - ревизионными службами 88 территориальных фондов проверено 4872 медицинских учреждений, из которых в 2602 выявлены нарушения в использовании средств ОМС. В 2000 г. проверено 5467 медицинских учреждений, в 2863 выявлены нарушения в использовании средств ОМС.

В результате проверок и ревизий за 1999-2000 годы специалистами контрольно - ревизионных служб территориальных фондов выявлено нецелевое использование средств ОМС медицинскими учреждениями на общую сумму 895,2 млнуб. (489,7 млн.рублей и 408,5 млн.рублей соответственно).

Территориальными фондами обязательного медицинского страхования совместно с местными администрациями и органами управления здравоохранением принимаются соответствующие меры по возврату использованных не по целевому назначению средств ОМС.

В результате совместной работы с органами здравоохранения за 1999-2000 годы медицинскими учреждениями восстановлены средства ОМС на общую сумму - 621,7 млнублей (69,4% от суммы выявленных нарушений) в т.ч. в 1999 г. - 260,9 млн.рублей, в 2000 г. - 360,8 млн.рублей.

Анализ материалов, представленных Министерством внутренних дел Российской Федерации свидетельствует о том, что за последние 3 года количество правонарушений экономической направленности в здравоохранении возросло почти на 70%.

В 2000 г. органами внутренних дел выявлено более 500 фактов получения и вымогательства взяток и вознаграждений работниками медицинских учреждений.

Наибольшее число правонарушений в сфере здравоохранения выявлено в Краснодарском и Ставропольском краях, Нижегородской, Тюменской и Ярославской областях, Санкт - Петербурге. Наиболее характерными правонарушениями являются: хищение бюджетных средств, вымогательство взяток и вознаграждений.

Значительное распространение в учреждениях здравоохранения правонарушений экономической направленности обусловлено, прежде всего недостаточным контролем со стороны руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, учреждений здравоохранения за расходованием и сохранностью выделяемых государством бюджетных средств, а также средств, получаемых лечебно - профилактическими учреждениями из внебюджетных источников; серьезными упущениями в подборе и расстановке кадров.

Коммерческая деятельность медицинских учреждений, осуществляемая с нарушениями действующего законодательства, и недобросовестность отдельных руководителей и медперсонала приводит к злоупотреблениям, что крайне негативно сказывается на уровне медицинской помощи населению и влечет за собой увеличение размеров теневой оплаты медицинских услуг.

Вместе с тем, необходимо отметить, что общий консолидированный бюджет Российской Федерации на здравоохранение в целом в 2000 г. составил 172 млрд. руб., при этом программное обеспечение госгарантий выполнено на 78%. По данным МВД России материальный ущерб здравоохранению причинен на сумму 118 млн. руб., что составляет 0,07%.

В 1999 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение составили 11 млрд. руб.; не целевое использование средств - 6,6 млн. руб. или 0,06%. В 2000 г. Законом "О федеральном бюджете" предусмотрено на здравоохранение 19 млрд. руб.; использованные не по назначению средства составили 3,3 млн. руб. или 0,017%.

Минздравом России принимаются конкретные меры по предупреждению и выявлению правонарушений в подведомственных учреждениях, системы здравоохранения в целом.

По результатам проверок в 1999 и 2000 годах проведены заседания коллегии Минздрава России, на которых проанализированы причины, способствующие появлению финансово - хозяйственных нарушений, и приняты меры по устранению выявленных недостатков. За допущенные нарушения 88 руководителей привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, четверо освобождены от занимаемых должностей. Четыре материала направлено в правоохранительные органы для проведения следственных действий.

Значительная работа проводится Минздравом России по предупреждению нарушений правил хранения и реализации лекарственных препаратов, в том числе наркосодержащих и сильнодействующих средств.

В период 1999-2000 годов Министерством здравоохранения Российской Федерации подготовлено и принято Правительством Российской Федерации четыре постановления, издано три приказа, которыми устанавливаются четкие положения об организации деятельности медицинских учреждений и аптечных организаций по назначению лекарственных средств, их использовании и реализации. Организован контроль за исполнением документов.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на ослабление контроля органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за исполнением руководителями учреждений здравоохранения законодательных актов, регулирующих правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействию их незаконному обороту.

Приняты меры по укреплению финансово - хозяйственной дисциплины в центральном аппарате Министерства. Активизирована работа по восстановлению бухгалтерского учета за 1993-95 годы. Подготовлены и направлены в Генеральную прокуратуру материалы о предъявлении исков к ОАО "Фармавит" и ОАО "Фармимекс" о возмещении в пользу Минздрава России финансовых средств по дебиторской задолженности.

В соответствии с вступившим в законную силу и до настоящего времени не исполненным решением Арбитражного суда госквы от 05.01.2000 ЗАО "Брынцалов А" должен возместить нанесенный федеральному бюджету ущерб в размере 11037922,06 рублей.

Начиная с августа 1999 года все закупки лекарственных средств и медицинского оборудования проводятся Минздравом России в соответствии с действующим законодательством.

В целях обеспечения целевого и эффективного расходования средств федерального бюджета, обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников, сохранности денежных средств и материальных ценностей, а также пресечения возможных злоупотреблений в финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, выявления причин и условий, способствующих преступным проявлениям в здравоохранении

Коллегия РЕШИЛА:

1. Считать одной из важнейших задач в деятельности органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителей учреждений здравоохранения всех уровней организацию эффективного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, внебюджетных источников, а также обеспечение систематического анализа правонарушений и разработке и принятию действенных мер по их недопущению.

2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, учреждений системы Минздрава России до 1 января 2002 г.:

2.1. Совместно с представителями Минздрава России в федеральных округах подготовить и провести заседания коллегий с обсуждением вопросов финансово - хозяйственной деятельности подведомственных медицинских учреждений по результатам контрольно - ревизионной работы за 2000-2001 гг., обратив особое внимание на типичные нарушения финансово - бюджетной дисциплины, выявленные факты преступлений экономической направленности. Материалы коллегий представить в Минздрав России.

2.2. Разработать совместно с представителями финансовых, налоговых, правоохранительных и других контролирующих органов план мероприятий на 2002-2005 гг. по укреплению бюджетной дисциплины и предупреждению правонарушений в учреждениях здравоохранения.

2.3. Усилить контрольно - ревизионную работу по проверке подведомственных учреждений здравоохранения, улучшить воспитательную работу среди руководителей больниц и поликлиник, медицинских работников.

2.4. Обеспечить ежемесячный контроль за целевым расходованием бюджетных средств и эффективным использованием внебюджетных поступлений, соблюдением действующего законодательства, регламентирующего финансово - хозяйственную деятельность.

2.5. Принимать безотлагательные меры по устранению выявленных нарушений финансово - хозяйственной деятельности и бюджетной дисциплины, наказанию виновных, а также полному возмещению в установленном порядке причиненного материально ущерба.

2.6. Принять действенные меры к взысканию задолженности с арендаторов, а также обеспечить жесткий контроль за поступлением средств за предоставление в аренду помещения и оплатой коммунальных услуг арендаторами.

2.7. Усилить контроль за оборотом и порядком использования наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях здравоохранения.

3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Управлению делами (Белых С.В.) до 30 июля 2001 г. подготовить проект приказа Минздрава России о мерах по реализации решения настоящей коллегии.

4. Контроль за выполнением данного решения возложить на Первого заместителя Министра А.И.Вялкова.

 

Председатель коллегии,

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Секретарь коллегии

В.М.ХРИСТЮК

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024