Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

21 июня 2001 г.

 

N 11

 

МАТЕРИНСКАЯ И МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ

(НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

 

В Российской Федерации в 2000 г. впервые за последние годы родилось живыми на 44.698 детей больше <*>, чем в 1999 г. Показатель рождаемости увеличился с 8,3 до 8,7 на 1000 населения <*>. В Северо - Западном федеральном округе также произошло увеличение рождаемости на 0,5 о/оо (до 7,6 на 1000 населения <*>).

--------------------------------

<*> предварительные данные

 

За последние 5 лет в России достигнуто снижение младенческой смертности на 15% (1995 год - 18,1; 2000 год - 15,3), за 4 месяца 2001 года эта тенденция сохранялась - 15,0 на 1000 родившихся живыми.

По Федеральным округам в 2000 году показатель младенческой смертности колеблется в диапазоне от 12,8 на 1000 родившихся живыми в Северо - Западном, до 18,6 - в Дальневосточном.

Снижение младенческой смертности в 2000 году произошло от всех причин, но наиболее интенсивное снижение произошло от болезней органов дыхания - на 31%. Снижение младенческой смертности в стране произошло за счет как неонатальной, так и постнеонатальной смертности, но темпы снижения их различаются: неонатальная смертность снижалась в 6 раз быстрее (на 23,2%) чем постнеонатальная (на 4%).

Показатель младенческой смертности в Северо - Западном федеральном округе в 2000 году составил 12,8 о/оо, что на 19,5% ниже, чем по Российской Федерации. По отдельным территориям округа показатель младенческой смертности колеблется в широком диапазоне (от 9,3 о/оо - ганкт - Петербург до 19,0 о/оо - Калининградская область и 24,4 о/оо - Ненецкий автономный округ).

Среди причин младенческой смертности в Северо - Западном федеральном округе первое место принадлежит отдельным состояниям, возникающим в перинатальном периоде - 53,0, второе - врожденным аномалиям развития - 29,0, третье - болезням органов дыхания - 11,1, четвертое место занимают несчастные случаи, отравления, травмы - 8,1 и пятое место - инфекционные заболевания - 7,0 на 10000 родившихся живыми.

В 2000 году в Северо - Западном федеральном округе произошло снижение младенческой смертности от состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий и инфекционных заболеваний. Несмотря на то, что отмечен незначительный рост смертности от болезней органов дыхания, в целом смертность от этой причины на 32% ниже, чем в России (соответственно 11,4 и 16,7 на 10000 родившихся).

Влияние неблагоприятных социально - экономических факторов обусловило увеличение удельного веса смертности "на дому" с 12,8% до 17,1% (Северо - Западный округ - с 20,1 до 24,5%), посуточной летальности с 14,3% до 17,0% (Северо - Западный округ - с 17,7% до 18,2%).

Проблема недоношенности в Северо - Западном Федеральном округе является более острой, чем в России (Вологодская область - 6,6%, Архангельская - 6,8%). Основной причиной смерти недоношенных детей являются респираторные расстройства, хотя в Северо - Западном федеральном округе этот показатель (15,9) значительно ниже среднероссийского уровня (27,1 на 10000 недоношенных). В Мурманской и Архангельской областях использование сурфактанта позволило заметно снизить смертность новорожденных с дыхательными расстройствами.

В целом по округу младенческая смертность от инфекционных заболеваний снизилась с 7,3 в 1999 году до 7,0 в 2000 году. Однако на протяжении ряда лет высокими остаются показатели в Калининградской области (в разные годы от 10,6 до 26,4 на 1000), отмечены тенденции к росту в Вологодской, Новгородской, Псковской областях.

Влияние социально - экономических факторов определяют и показатель смертности детей в возрасте до одного года от несчастных случаев, травм и отравлений (в России в 2000 году - 9.3 на 1000).

В Ленинградской области удельный вес этих социальных причин в неонатальной смертности возрос с 3,2% в 1995 году до 17.5% в 2000 г. В Ненецком национальном округе из 13 детей умерших до 1 года в 2000 году 6 детей пострадало от несчастных случаев. В Мурманской области 13% детей из умерших до 1 года умерли от механической асфиксии.

По данным Госкомстата России <*> в 2000 году в Российской Федерации материнские потери составили 503 (39,7 на 100000 родившихся живыми, городских жительниц - 307 - 34,6 на 100000 родившихся, сельских - 196 - 51,6) то есть на 10,2% ниже чем в 1999 г.

--------------------------------

<*> предварительные данные

 

По данным Госкомстата России в 1999 году в структуре материнских потерь смертность беременных (все сроки гестации), рожениц и родильниц составляет 66,9% (359 случаев). После абортов умерло 130 женщин (24,2 %), от внематочной беременности - 48 (8,9%). Среди причин смерти 359 беременных, рожениц и родильниц на первом месте - кровотечения - 98 случаев (27,3%), на втором - поздний токсикоз (69 случаев, 19,2%), на третьем - экстрагенитальные заболевания (38 случаев - 7,1%), от послеродовых септических осложнений - 23 случая (6,4%).

По территориям Северо - Западного Федерального округа за 1999 г. показатель материнской смертности колеблется от 17,8 на 100000 родившихся живыми (Псковская область) до 57,2 (Вологодская область). В Ненецком автономном округе в течение последних трех лет случаев материнской смертности зарегистрировано не было. Среди городского и сельского населения уровень материнской смертности имеет существенные различия. В городах Мурманской области и сельских районах Карелии случаев смерти не зарегистрировано. Среди сельских жительниц наиболее высокие показатели материнской смертности были в Мурманской и Новгородской областях, среди городских - в Вологодской области и ганкт - Петербурге.

Ухудшается состояние здоровья беременных женщин - увеличивается число беременных с сердечно - сосудистой патологией, анемией, заболеваниями почек и поздними токсикозами. Число нормальных родов в 2000 г. в целом по округу составило 30,5% (в Российской Федерации - 31,1%).

В настоящее время в Северо - Западном федеральном округе работает 3,63 тыс. врачей акушеров - гинекологов и 516 неонатологов.

Обеспеченность врачами акушерами - гинекологами в 2000 году составила 4,7 на 10000 женского населения (по Российской Федерации - 5,1), неонатологами - 47,3 на 10.000 родившихся живыми и мертвыми (по Российской Федерации - 41,2). Во всех территориях округа отмечается дефицит акушерок.

Подготовка и переподготовка кадров региона осуществляется на факультетах и кафедрах повышения квалификации образовательных медицинских учреждений, на базах научно - исследовательских учреждений.

В целом в округе функционирует 4.550 коек для беременных и рожениц, 3.167 - для женщин с патологией беременности. На базе 7 областных (республиканских) и 21 городской больницы развернуто 21.910 коек для детей, в том числе, первого года жизни. В 2000 г. койка для коек для детей, в том числе, первого года жизни. В 2000 г. койка для беременных и рожениц использовалась 220 дней, патологии беременности - 304 дня, педиатрическая - 295 дней. Эти показатели несколько превышают общероссийские по соответствующим профилям. Однако, являются недостаточно высокими.

В территориях Северо - Западного федерального округа осуществляется реструктуризация акушерско - гинекологических коек. Так, акушерские койки сокращены в г. Санкт - Петербурге на 56%; в Ленинградской обл. 2 раза. При этом, доля коек патологии беременности увеличена до 50%, коек совместного пребывания до 60% и более (ганкт - Петербург, Республики Карелия, Коми и др.).

В Республиках Коми, Карелии, Псковской области и др. территориях организованы самостоятельные перинатальные центры, оказывающие помощь наиболее тяжелому контингенту беременных и новорожденных детей. Удельный вес госпитализации в эти учреждения сельских жительниц составляет более 40-50%. Вместе с тем, в Мурманской обл. до настоящего времени не решен вопрос о создании перинатальных центров. Это не позволяет обеспечить доступность современных методов пренатальной диагностики и современных видов акушерской помощи сельскому населению. Развивается сеть дневных стационаров.

Основными источниками финансирования службы детства и родовспоможения являются бюджеты всех уровней, обязательное и добровольное медицинское страхование. Доля финансирования учреждений из консолидированного бюджета здравоохранения имеет существенные различия по областям - от 42,6% в Архангельской до 11,1% в Калининградской области.

В системе обязательного медицинского страхования работают практически все учреждения родовспоможения и детства Северо - Западного федерального округа (за исключением учреждений родовспоможения Мурманской области и Калининградского областного центра планирования семьи и репродукции). Объем финансирования учреждений материнства и детства из территориальных фондов ОМС колеблется от 25% (Республика Карелия) до 7,6% (Архангельская область).

Важную роль продолжает играть программно - целевой принцип финансирования службы охраны материнства и детства. Целенаправленные мероприятия по решению этих важнейших задач отражены в федеральной целевой программе "Дети России".

Материально - техническая база учреждений детства и родовспоможения ганкт - Петербурга, Ленинградской, Псковской областей отвечает санитарно - гигиеническим требованиям. Вместе с тем, в ряде территорий округа материально - техническая база службы остается неудовлетворительной. Так, в Республике Карелия 26,5% учреждений родовспоможения и детства размещены в приспособленных зданиях, в 28% - площади не соответствуют санитарным нормам; в Калининградской области большинство акушерско - гинекологических и детских учреждений не соответствуют современным требованиям, расположены в зданиях довоенной постройки, требующих ремонта и др. Долгостроями являются 15 объектов детства и родовспоможения округа (Архангельская, Мурманская, Ленинградская области, Республика Карелия и др.).

Несмотря на общие позитивные тенденции, в ряде территорий имеются нерешенные проблемы. Так, в Архангельской, Калининградской областях 60-70% имеющейся медицинской аппаратуры морально устарело и/или имеет 100% износ. В Мурманской области, Республике Карелии испытывается недостаток в наркозно - дыхательной, следящей аппаратуре, тест - системах для диагностики внутриутробных инфекций, имеется большой износ рентгенологического оборудования, отсутствуют экспресс - лаборатории, отмечается недостаток диагностической аппаратуры.

Северо - Западный федеральный округ обладает высоким научным потенциалом. Так, на базе Санкт - Петербургских научно - исследовательских учреждений создано Северо - Западное отделение Российской академии медицинских наук, в Архангельске - Северный филиал. В округе расположено 13 высших и 42 средних образовательных медицинских учреждений, в т.ч. базовый акушерский колледж в ганкт - Петербурге. Кроме того, в Новгороде и Республике Коми при государственных университетах открыты медицинские факультеты.

Имеющийся организационно - методический и кадровый потенциал службы материнства и детства округа, достигнутый ею современный уровень оказания акушерско - гинекологической и педиатрической помощи позволяет на основе углубленного анализа разработать унифицированную программу по снижению материнской и младенческой смертности для других территорий.

Одним из важнейших направлений деятельности Минздрава России, органов и учреждений здравоохранения на местах является профилактика и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

Реализация на федеральном и региональных уровнях системы мер, определенных разработанными документами, позволит к 2005 году снизить показатель материнской смертности до 35 на 100000 родившихся живыми. Прогнозируемый уровень младенческой смертности к 2005 году - 14,3. Планируется, что это произойдет за счет снижения смертности от различных состояний перинатального периода, врожденных аномалий, несчастных случаев, отравлений, травм.

В настоящее время в различных экономико - географических регионах Российской Федерации отмечаются большие колебания уровней и структуры младенческой и материнской смертности, что диктует необходимость разработки программ по снижению смертности с учетом региональных особенностей. Дифференцированные подходы к рассматриваемому вопросу позволят разработать наиболее эффективные меры по профилактике смертности как младенческой так и материнской для каждого Федерального округа.

 

опыт по профилактике и предотвращению материнской и младенческой смертности, что требует обобщения и распространения.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Считать одной из основных задач деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

2. Принять к сведению проведенную Минздравом России, органами управления здравоохранением Российской Федерации работу по снижению материнской и младенческой смертности в стране. Отметить положительный опыт работы органов и учреждений здравоохранения Северо - Западного федерального округа (Республика Коми, Ленинградская, Мурманская, Новгородская области, ганкт - Петербург) по совершенствованию медицинской помощи женщинам и детям, внедрению эффективных организационных и медицинских технологий, способствующих снижению показателей материнской и младенческой смертности в территориях региона.

3. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в Федеральных округах ежегодно вносить на рассмотрение заседаний Координационных советов вопросы по предупреждению и снижению материнской и младенческой смертности в регионах, обеспечению межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья женщин и детей.

4. В срок до 1 апреля 2002 года Межведомственным советам РАМН и Минздрава России по акушерству и гинекологии (В.И.Кулаков), педиатрии (А.А.Баранов) совместно с секциями Ученого Совета Минздрава России провести совместное заседание с целью корректировки планов НИР профильных научно - исследовательских учреждений и более углубленного изучения медико - социальных, экономических и организационных факторов, влияющих на уровни материнской и младенческой заболеваемости и смертности с учетом региональных особенностей.

5. Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Управлению научно - исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин) совместно с Российской академией медицинских наук постоянно обеспечивать контроль выполнения приказа Минздрава России и РАМН от 04.06.2001 N 201/51 "О закреплении федеральных округов за научно - исследовательскими институтами акушерско - гинекологического и педиатрического профиля".

6. Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский):

6.1. В срок до 1 октября 2001 года подготовить и провести Всероссийское совещание по итогам деятельности, задачам органов и учреждений здравоохранения по снижению материнской и младенческой смертности.

6.2. Обеспечивать эффективную работу Комиссии по повышению качества оказания медицинской помощи матерям и детям в возрасте до 1 года.

7. Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Научному центру акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (В.И.Кулаков), Центральному научно - исследовательскому рентгенорадиологическому институту ганкт - Петербурга (А.М.Гранов) до 1 декабря 2001 года создать комиссию для оценки постмаркетинговых исследований препарата "Сурфактант" в сравнении с аналогичными препаратами.

8. Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (В.И.Кулаков), Московским научно - исследовательским институтом педиатрии и детской хирургии Минздрава России (А.Д.Царегородцев), Научным центром здоровья детей РАМН (А.А.Баранов):

8.1. Продолжить разработку и внедрение протоколов и стандартов оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и детям первого года жизни при различных видах патологии.

8.2. До 1 января 2002 года разработать рекомендуемый перечень лекарственных средств и медицинской техники для первоочередного обеспечения родильных домов (отделений), отделений для новорожденных ЛПУ.

9. Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (В.И.Кулаков), Российскими ассоциациями врачей акушеров - гинекологов и специалистов перинатальной медицины до 1 ноября 2001 года организовать и провести Всероссийский съезд акушеров - гинекологов и специалистов перинатальной медицины.

10. Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (В.И.Кулаков), Научно - исследовательским институтом акушерства и гинекологии им.Д.О.Отта РАМН (Э.К.Айламазян) до 1 июля 2002 года организовать и провести для территорий Северо - Западного округа научно - практическую конференцию по проблемам невынашивания беременности и выхаживания недоношенных новорожденных.

11. Департаменту развития и экономики здравоохранения (Р.А.Хальфин), Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский):

11.1. Постоянно осуществлять методическую и практическую помощь субъектам Российской Федерации по формированию и реализации территориальных Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, соглашений между Минздравом России, ФОМСом и органами исполнительной власти на местах в части охраны здоровья женщин и детей; региональных целевых программ по охране материнства и детства.

11.2. До 1 ноября 2001 года подготовить и направить в субъекты Российской Федерации информационно - аналитический сборник по итогам деятельности службы охраны здоровья матери и ребенка в 2000 году.

12. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

12.1. Постоянно обеспечивать контроль за проведением мероприятий по предупреждению и снижению материнской и младенческой смертности.

12.2. Совместно с директорами профильных НИИ, ректорами медицинских институтов провести изучение состояния, полноты и достоверности регистрации материнской и младенческой смертности в регионах, результаты рассмотреть на совместных заседаниях коллегий и Президиумов Ученых советов с принятием региональных научно - практических программ (планов действий) неотложных мер по снижению и предупреждению материнской и младенческой смертности.

12.3. Обеспечить выполнение Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России, решений межведомственной коллегии от 11.04.2000, протокол N 7, и коллегии Минздрава России от 20-21 марта 2001 г. и планов мероприятий по их реализации; Плана действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы (17.01.2001 N 2510/510-01-32).

12.4. Постоянно осуществлять внедрение в родовспомогательные учреждения современных организационных форм и перинатальных семейно - ориентированных технологий, инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ и Минздрава России "Больница, доброжелательная к ребенку": подготовка беременной и ее семьи к родам, совместное пребывание матери и ребенка, поощрение и поддержка грудного вскармливания.

12.5. До 1 января 2002 года организовать постоянно действующие семинары для акушеров - гинекологов, педиатров, неонатологов, работников СВА, ФАПов, ФП, самостоятельно оказывающих лечебно - профилактические и оздоровительные мероприятия женщинам и детям раннего возраста, по вопросам профилактики, диагностики и лечения осложнений беременности, родов и заболеваний детей.

12.6. До 1 июля 2002 года подготовить материально - техническую базу и обеспечить с 2002 года проведение мониторинга врожденных пороков развития в соответствии с приказом Минздрава России от 10.09.98 N 268.

13. Контроль за выполнением решения коллегии оставляю за собой.

 

Председатель коллегии

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Секретарь коллегии

А.В.ВЕРЕМЕЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024