КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
6 марта 2001 г.
N 5
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРАХ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ЗАНЯТОСТИ
Коллегия Министерства здравоохранения
Российской Федерации отмечает возрастающую роль системы послевузовского
профессионального образования специалистов отрасли в деле обеспечения качества
оказания лечебно-профилактической помощи населению России.
В отрасли проводится и постоянно
совершенствуется работа по реализации задач, определенных Концепцией развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, решениями коллегий
Минздрава России в части подготовки квалифицированных кадров на всех этапах
непрерывного образования, обеспечения их занятости, социальной защищенности и
безопасных условий труда.
Поиск оптимальной модели подготовки
медицинского работника привел к окончательному осознанию необходимости
непрерывного образования, которое выразилось в изменении к концу 90-х годов
основного принципа: "от образования на всю жизнь" - "к
образованию через всю жизнь".
Одногодичная специализация (интернатура)
выпускников медицинских вузов (факультетов) учреждена постановлением Совета
Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению
здравоохранения и развитию медицинской науки в стране". В последующем
Минздравом СССР и Минздравом России изданы ряд приказов,
инструктивно-методических рекомендаций по совершенствованию руководства
интернатурой органами управления и учреждениями здравоохранения, медицинскими
вузами и медицинскими факультетами университетов.
Федеральным законом "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" с 1996 г. интернатура
отнесена к сфере послевузовского профессионального образования.
Ранее Законом Российской Федерации
"Об образовании" определено, что послевузовское профессиональное
образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре, докторантуре
образовательных учреждений профессионального образования и научных организаций.
К настоящему времени из
более чем 20 тыс. выпускников вузов около 7 тыс.
продолжают свое обучение в интернатуре на кафедрах образовательных учреждений
системы Минздрава России, 8 тыс. чел. зачисляются в интернатуру с прохождением
обучения на базе лечебно-профилактических учреждений практического
здравоохранения субъектов Российской Федерации. Остальные выпускники вузов
проходят подготовку в клинической ординатуре или аспирантуре.
С целью повышения качества подготовки
интернов, особенно хирургического профиля, Минздрав России делегировал Ученым
советам вузов право принимать решение о продлении сроков обучения в интернатуре
с учетом сложностей в подготовке специалистов данного профиля. Аналогично может
быть продлено обучение в ординатуре до 5 лет.
Из года в год объем подготовки врачей в
ординатуре увеличивается, и в 2000 г. план приема составил 4700 человек в
образовательные и научно-исследовательские учреждения Минздрава России. Вместе
с тем, ограничение федерального бюджета не позволяет удовлетворить полностью
потребности территорий в подготовке ординаторов. Обсуждение данного вопроса с
руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации позволило найти один из вариантов расширения объемов подготовки
специалистов в ординатуре, когда территории выплачивают стипендию, а вуз
готовит специалиста. С целью совершенствования работы по подготовке врачей в
клинической ординатуре издано информационное письмо от 23.05.2000 N
2510/5785-26, разъясняющее порядок действия ряда позиций
приказа Минздрава России "Об утверждении Положения о клинической
ординатуре" (в соответствии с Законом Российской Федерации "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании").
Предоставление возможности специалистов с
высшим образованием повышения уровня образования, научной и педагогической
квалификации через аспирантуру и докторантуру в настоящее время
регламентировано "Положением о подготовке научно-педагогических и научных
кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской
Федерации", утвержденным приказом Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 27.03.98 N 814.
Вопросы подготовки научных кадров в
аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре систематически рассматриваются на
заседаниях Научно-методического совета по проблемам послевузовского
профессионального образования, организованного приказом Минобразования России
от 05.03.99 N 581. В работе совета принимают активное участие представители
Минздрава России.
Объемы подготовки врачей и провизоров в
аспирантуре и докторантуре образовательных учреждений и научно-исследовательских
организациях ежегодно увеличивается. В 1996 г. план приема в очную аспирантуру
составил 1009 человек, заочную - 477 человек, докторантуру - 58 человек.
В 2000 г. была предусмотрена подготовка в
очной аспирантуре 1529 человек; заочной - 725; докторантуре - 82 человека.
Изменения в законодательной сфере в начале 90х гг. привели к отмене механизма направления
специалиста по окончании интернатуры и ординатуры для работы в конкретном
учреждении здравоохранения. С этого времени трудоустройство врачей-интернов,
клинических ординаторов, за исключением тех, кто заключил индивидуальные
договоры в период обучения, осуществляется в соответствии с нормами трудового
законодательства или через соответствующие подразделения службы занятости.
Вузы сохранили и развивают накопленный в
предыдущие годы опыт по взаимодействию с органами управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации и работодателями. Это позволяет получать
дополнительную информацию о наличии рабочих мест и способствует заключению
договоров между врачами, обучающимися в интернатуре и ординатуре и
работодателями.
Необходимо отметить такую форму
распределений как квотирование рабочих мест для врачей-интернов, введенную
приказом Комитета по здравоохранению администрации г. Санкт-Петербурга.
Заключение индивидуальных договоров с
прибывшими в территории молодыми специалистами гарантирует свободный выбор вида
занятости по окончании учебного заведения. Договор заключается с выпускником
как на обучение в интернатуре, так и на последующее трудоустройство.
Трудоустройство специалистов
здравоохранения, завершивших обучение в клинической ординатуре, аспирантуре,
осуществляется в основном на основании договоров между направляющей на обучение
организацией, учреждением и специалистом. По данным статистической отчетности
около 60-70% ординаторов трудоустраиваются по договорам; 20% продолжают
обучение в аспирантуре, остальные предпочитают самостоятельное трудоустройство.
В целом органы управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации считают, что при существующей
нормативно-правовой базе контрактная подготовка специалистов на всех этапах
непрерывного медицинского и фармацевтического образования является наиболее
приемлемой системой обеспечения занятости врачей и провизоров.
Вместе с тем, система послевузовского
профессионального образования специалистов отрасли, предназначенная для
подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями проводимых в
стране социально-экономических реформ, не в полной мере решает стоящие перед
ней задачи.
Особую озабоченность вызывает качество
подготовки интернов на базе отделений городских, районных, областных больниц.
Результаты их итоговой аттестации свидетельствуют о слабой теоретической и
практической подготовке.
В этой связи представляется необходимым
определить комплекс мероприятий по оптимизации подготовки интернов на базе
учреждений практического здравоохранения. Одним из таких мероприятий должно
стать обязательное прохождение врачами-интернами циклов специализации на
кафедрах и курсах учреждений (подразделений) повышения квалификации
специалистов отрасли.
Стратегически важным является объективное
представление о реальной потребности в работниках как
по профилям специальностей, так и по их числу по территориям, районам и даже
отдельным лечебно-профилактическим учреждениям.
Необходимо создание единых
образовательных программ, включающих учебные планы, качественные тестовые
задания и их регулярное обновление, что позволит обеспечить проведение
образовательного процесса и контроля качества подготовки на высоком уровне с
учетом внедрения новых технологий диагностики, лечения и профилактики
заболеваний.
Сегодня крайне необходимым является
обсуждение и принятие решения о включении в индивидуальный план обучения в
ординатуре 1-2 месячной стажировки специалиста, заключившего соответствующий
договор, непосредственно в том лечебно-профилактическом учреждении, где он
будет работать после окончания учебы.
Представляется
целесообразным установить, что сокращение сроков обучения до 75% от планового
возможно только для клинических ординаторов, имеющих стаж работы до поступления
в ординатуру.
Следует рассмотреть вопрос о
преимущественном праве приема в клиническую ординатуру врачей, имеющих стаж
работы по избранной специальности.
Прием в клиническую ординатуру должен
осуществляться при наличии 3-сторонних договоров между специалистами,
образовательными учреждениями и работодателями.
В настоящее время представляется
целесообразным осуществлять подготовку специалистов практического
здравоохранения в целевой аспирантуре по заочной форме.
Выпускникам клинической ординатуры,
получившим непрерывную трехгодичную послевузовскую подготовку (интернатура,
ординатура), или имеющим стаж практической работы до обучения в клинической
ординатуре, следует предоставить право претендовать на присвоение второй
квалификационной категории при условии ходатайства образовательного учреждения
(НИИ).
Прием в клиническую ординатуру по плану
Минздрава России должен производиться на основе договоров с обязательством
возвращения по месту прежней работы или по направлению
образовательного учреждения в соответствии с заявками органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации в строгом соответствии с
потребностями в конкретных специалистах лечебно-профилактических
учреждений региона.
По мнению образовательных учреждений,
подготовка специалистов в ординатуре по целому ряду специальностей в настоящее
время должна осуществляться в основном на контрактной основе (с возмещением
затрат на обучение).
В настоящее время основными разделами
кадровой политики Минздрава России должны стать: конструктивное взаимодействие
образовательных медицинских и фармацевтических учреждений с органами управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, их кадровых служб, по анализу
состояния и определению потребности подготовки кадров по конкретным
специальностям послевузовского профессионального образования, обеспечению
занятости, созданию надлежащих социально-бытовых условий специалистам.
Требуют безотлагательного решения вопросы
формирования государственного заказа на подготовку специалистов, в том числе на
послевузовском этапе, на основе научно обоснованной методики определения
потребности в медицинских кадрах различных типов учреждений здравоохранения по
регионам.
В целях совершенствования деятельности
образовательных медицинских учреждений в сфере послевузовского образования,
повышения качества подготовки специалистов для отрасли здравоохранения и
обеспечению их занятости
Коллегия РЕШАЕТ:
1. Основной стратегической целью
совершенствования работы в сфере послевузовского профессионального образования
считать необходимым создание гибкой и мобильной системы, способной
удовлетворить потребности в послевузовском образовании каждого специалиста, практического
здравоохранения и медицинской науки в любом регионе России для эффективного
осуществления проводимой реформы здравоохранения в Российской Федерации.
2. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1 Усилить
персональную ответственность руководителей учреждений здравоохранения,
являющихся базами подготовки интернов, за качество обучения молодых врачей,
безусловное выполнение плана обучения в интернатуре.
Предусмотреть обязательное направление
врачей-интернов на соответствующие циклы общего усовершенствования, проводимые
кафедрами и курсами медицинских академий последипломного образования,
институтов и факультетов усовершенствования врачей.
2.2. Провести расширенные заседания
коллегий с участием главных специалистов, главных врачей баз интернатуры,
ректоров региональных учреждений дополнительного образования, деканов
факультетов усовершенствования врачей с обсуждением вопросов качества
подготовки специалистов в интернатуре, их трудоустройства.
Срок - 01.07.2001
2.3. При формировании заявок на
подготовку специалистов в ординатуре предусмотреть преимущественное направление
врачей, имеющих стаж работы по избранной специальности.
Срок - ежегодно
2.4. Рассмотреть вопрос и представить
предложения о целесообразности предоставления права на присвоение второй
квалификационной категории выпускникам клинической ординатуры, получившим
непрерывную трехгодичную подготовку (интернатура, ординатура), или имеющим стаж
практической работы до обучения в клинической ординатуре.
Срок - 01.07.2001
2.5. Обеспечить выполнение условий двух-
и трехсторонних договоров с молодыми специалистами, особенно в вопросах
оказания им социальной и материальной поддержки.
Срок - постоянно
2.6. Одновременно с направлением заявок
на подготовку специалистов в интернатуре и клинической ординатуре представлять
краткий аналитический отчет по обеспеченности лечебно-профилактических
учреждений территории специалистами.
Срок - ежегодно
2.7. Совместно с высшими медицинскими и
фармацевтическими образовательными учреждениями и по согласованию с
представителями Минздрава России в федеральных округах Российской Федерации
разработать план мероприятий на 2001-2005 гг. по трудоустройству молодых
специалистов.
Срок - 01.07.2001
3. Департаменту образовательных медицинских
учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):
3.1. Разработать и представить для
утверждения порядок проведения первичной годичной послевузовской подготовки
(интернатуры) выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных
учреждений, обратив особое внимание на качество подготовки врачей-интернов на
базе отделений городских, районных, областных больниц.
Срок - 30.04.2001
3.2. Завершить работу и утверждение в
установленном порядке образовательных стандартов, включающих типовые учебные
планы, программы подготовки врачей и провизоров в интернатуре и ординатуре,
квалификационные характеристики и тестовые контрольные задания. Обеспечить их
централизованное издание и направление в образовательные учреждения
(подразделения) повышения квалификации специалистов отрасли и органы управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Срок - 01.12.2001
3.3. Совместно с образовательными
учреждениями разработать и утвердить план подготовки и издания специальной
учебной и методической литературы для системы послевузовского профессионального
образования
Срок - 01.07.2001
3.4. Совместно с Российской медицинской
академией последипломного образования Минздрава России подготовить и
рассмотреть на заседании Совета по кадровой политике при Министре
здравоохранения Российской Федерации вопрос: "О качестве подготовки
специалистов в сфере послевузовского профессионального образования (ординатура)
для различных типов лечебно-профилактических учреждений отрасли".
Срок - 30.11.2001
3.5. Совместно с Российской академией
медицинских наук и Московской медицинской академией им.И.М.Сеченова Минздрава
России рассмотреть вопрос: "О подготовке научных кадров в аспирантуре,
докторантуре в подведомственных образовательных и научно-исследовательских
учреждениях".
Срок - 01.10.2001
4. Ректорам медицинских и фармацевтических
вузов, учреждений дополнительного профессионального образования:
4.1. Предусмотреть включение в программы
подготовки врачей-интернов, клинических ординаторов циклов общественного
здоровья и здравоохранения.
Срок - 01.09.2001
4.2. Предусмотреть, начиная с 01.09.2001,
расширение подготовки врачей в целевой аспирантуре по заочной форме для лиц,
положительно зарекомендовавших себя в период обучения в клинической ординатуре
и последующей практической работе.
4.3. Рассмотреть вопрос и представить
предложения о подготовке клинических ординаторов по отдельным
специальностям преимущественно на контрактной основе с компенсацией затрат на
обучение.
Срок - 01.07.2001
5. Контроль за
выполнением данного решения коллегии возложить на заместителя Министра
Стуколову Т.И.
Председательствующий на коллегии,
первый заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
А.В.ВЕРЕМЕЕНКО