Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

24 октября 2000 г.

 

N 14

 

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В

РОССИИ НА 1998-2004 ГГ."

 

Федеральная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 гг.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998 года N 582, является основополагающим документом, определяющим стратегию и тактику борьбы с туберкулезом на ближайшие годы.

Координация деятельности министерств - исполнителей основных программных мероприятий, контроль за ходом ее реализации осуществляется Межведомственным Советом.

Ход реализации Программы ежегодно обсуждается на заседании коллегии Минздрава России с участием представителей Минюста России, Минэкономразвития России, Минсельхоза России, Минпромнауки России (решения коллегии от 01.12.98 протокол N 22 и от 02.11.99 протокол N 18).

Активная организационно - методическая работа и помощь Министерства способствовали тому, что во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чеченской Республики, утверждены и реализуются территориальные программы по борьбе с туберкулезом.

Основное внимание в работе Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации уделяется выполнению программных мероприятий по укреплению материально - технической базы противотуберкулезных учреждений, обеспечению их лекарственными препаратами и медицинской техникой. Безусловное положительное влияние на реализацию намеченных мер оказало значительное улучшение финансирования Программы.

Так, если в 1998 г. из 460,0 млн. рублей, утвержденных Законом "О федеральном бюджете на 1998 год", было выделено с учетом взаимозачетов только 58,3 млн. рублей, то в 1999 г. запланированные средства в сумме 485,8 млн. рублей были выделены полностью. В текущем году также ожидается выделение средств в полном объеме - 632,7 млн. рублей.

Это позволило в 1999 г. профинансировать стоимость выполненных строительно - реконструктивных работ в сумме 43,6 млн. рублей на 96 %. По итогам 9 месяцев 2000 г. оплачена стоимость работ на строительных объектах противотуберкулезных учреждений в сумме 30,0 млн. рублей и все выполненные в IV кв. работы будут оплачены полностью.

В 1999 г. произведена закупка противотуберкулезных препаратов как за счет средств бюджета на сумму 413,1 млн. рублей, так и в счет погашения долга Индии бывшему СССР на сумму 25 млн. долларов США. Это позволило полностью удовлетворить годовую потребность противотуберкулезных учреждений в лекарственных средствах. На отчетный период 2000 г. закуплено и отгружено препаратов на сумму 228,4 млн. рублей. Объявлен тендер на закупку препаратов на 27,0 млн. рублей.

В отчетном году закуплены цифровые малодозные флюорографы на 70 млн. рублей в количестве 23 шт., рентгенодиагностические аппараты на 15 млн. долл. США (62 шт.). В текущем году приобретены фибробронхоскопы на сумму 11,9 млн. рублей (86 шт.), цифровые малодозные флюорографы на сумму 30,0 млн. рублей (9 шт.), рентгеновские аппараты "РАПИД-1Ф" на сумму 167,5 тыс. долл. США (5 шт.). Объявлен конкурс на закупку 13 фибробронхоскопов и 9 рентгенодиагностических систем.

Проведение целенаправленной профилактической работы среди детского населения обусловило преобладание среди детей и подростков малых и неосложненных форм туберкулеза.

С целью оказания методической помощи проведена проверка организации скрининга на туберкулез в учреждениях общей лечебной сети Калининградской области. Проанализированы с выездом на место итоги выполнения программы "Выявление бациллярных больных туберкулезом и их лечение краткосрочными курсами химиотерапии" в Томской области.

Ведется работа по пересмотру стандартов диагностики и лечения туберкулеза, что будет способствовать повышению эффективности и снижению стоимости лечения больных туберкулезом.

В рамках реализации Программы Минздрав России активно сотрудничает с Минюстом России. Подготовлены и изданы три инструктивных документа, направленных на снижение распространения туберкулезной инфекции. В пенитенциарных учреждениях 6 субъектов Российской Федерации внедряется программа "Выявление бациллярных больных туберкулезом и их лечение краткосрочными курсами химиотерапии".

Вместе с тем, проводимые мероприятия по реализации Программы все еще недостаточно эффективны, не достигают поставленной цели и не позволяют стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в стране.

После некоторого замедления темпов роста показателя заболеваемости в 1998 г., уровень его вновь возрос и в 1999 г. составил 85,2 на 100 тыс. населения. Значительный рост заболеваемости туберкулезом отмечается среди детей, показатель которой за отчетный год увеличился с 15,7 до 17,9 на 100 тыс. детского населения.

Крайне высок показатель заболеваемости в Республике Тыва - 330,8, Еврейской автономной области - 201,1, Республике Бурятия - 181,5, Кемеровской области - 145,7 на 100 тыс. населения.

Не улучшается ситуация по туберкулезу в учреждениях уголовно - исполнительной системы Минюста России, где показатель заболеваемости в 1999 году составил 3447 на 100 тыс. подследственных и осужденных, что превышает средне российский показатель в 40 раз. В 1999 году в учреждениях уголовно - исполнительной системы выявлено 30176 больных туберкулезом, то есть 25% всех выявленных в России больных. В этом же году из мест лишения свободы освобождено около 34 тыс. больных туберкулезом, однако 40% из них в учреждения здравоохранения для продолжения лечения не обратилось.

Резервуар туберкулезной инфекции продолжает расширяться: показатель заболеваемости бациллярными формами туберкулеза в 1999 году составил 30,8 на 100 тыс. населения (1998 г. - 28,9, 1997 г. - 28,3).

Снизились показатели прекращения бактериовыделения с 73,2 % в 1998 г. до 72,9% в 1999 г. и закрытия полости распада - с 63,4 до 61,3 соответственно, что свидетельствует об ухудшении эффективности лечения больных. По сравнению с 1991 годом на 2,8% сократился объем хирургической помощи больным фиброзно - кавернозным туберкулезом.

Снижение смертности по причине туберкулеза, отмеченное в 1998 году (15,5 на 100 тыс. населения), оказалось кратковременным и в 1999 году она возросла до 20,0. Среди умерших 75% составляют лица трудоспособного возраста.

При некотором снижении в целом заболеваемости туберкулезом крупного рогатого скота, эпизоотическая обстановка по туберкулезу животных в агропромышленном комплексе страны остается напряженной и является одним из резервуаров этой инфекции.

Ухудшение, несмотря на проводимые мероприятия, эпидемиологической ситуации по туберкулезу свидетельствует о том, что использование в борьбе с туберкулезом только средств, выделяемых на Программу, недостаточно.

Объемы финансирования, утверждаемые ежегодно Законом "О федеральном бюджете", позволяют закрыть потребность учреждений здравоохранения только в основных противотуберкулезных препаратах и покрыть расходы на строительство отдельных противотуберкулезных объектов. Строительство и реконструкция санаторно - оздоровительных учреждений, особо значимых для лечения и реабилитации больных туберкулезом детей и подростков, вообще не ведется. Крайне мало закупается диагностического и лабораторного оборудования для противотуберкулезных учреждений.

Неудовлетворительно осуществляется финансирование из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, составляя чуть больше 40% в структуре общего финансирования при рекомендуемом Минэкономразвития России объеме 80 процентов.

В связи с этим и в целях использования мирового опыта, привлечения дополнительных инвестиций на борьбу с туберкулезом Минздравом России и Минюстом России ведется активная работа по включению в программу заимствований Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития проекта "Профилактика, диагностика лечение туберкулеза и СПИДа". В настоящее время доработаны критерии отбора субъектов Российской Федерации для реализации базового и расширенного пакетов Проекта. С их учетом определены 12 территорий, в 5 из которых Проект будет осуществляться совместно Минздравом России и Минюстом России. Подготовлены перечень и ориентировочные объемы подлежащих закупкам противотуберкулезных препаратов, лабораторного оборудования, расходных материалов для обеспечения реализации Проекта в 2001-2005 гг.

В целях своевременного выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 гг.", обеспечения целевого и рационального расходования средств бюджета всех уровней

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Отметить, что, несмотря на принимаемые меры по реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 гг.", стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу в стране достичь пока не удалось.

2. Первому заместителю Министра Вялкову А.И.:

2.1. В рамках работы Межведомственной комиссии по реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 гг." проработать вопросы и внести предложения:

- о заключении соглашения с Минюстом России о сотрудничестве по снижению заболеваемости туберкулезом в учреждениях ГУИН Минюста России;

- о подписании договора с Минсельхозом России на финансирование в 2001 г. и последующие годы его мероприятий, предусмотренных Программой;

- о заключении соглашения с Российским обществом Красного Креста о взаимодействии в организации борьбы с туберкулезом в России.

Срок - 01.01.2001 г.

3. Департаменту развития и экономики здравоохранения (Хальфин Р.А.), Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Карпеев А.А.) совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. В рамках проекта МБРР "Профилактика, диагностика и лечение туберкулеза и СПИДа в России":

- создать центры для обучения врачей и среднего медицинского персонала общесоматических и противотуберкулезных учреждений современным методам борьбы с туберкулезом;

Срок - 01.04.2001 г.

- организовать в первую очередь подготовку медицинского персонала 5 пилотных территорий с последующим поэтапным вовлечением в процесс обучения персонала других территорий в соответствии с графиком реализации Проекта.

Срок - 2001-2002 г.

3.2. Проработать с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации объемы финансирования программных мероприятий в 2001 году из средств местных бюджетов и прочих источников.

Срок - 01.02.2001 г.

3.3. Обеспечить своевременный сбор, обобщение и анализ данных

"Справки о финансировании федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы"" (приложение).

Срок - постоянно

4. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Карпеев А.А.):

4.1. Внести дополнения и изменения в стандарты (модели протоколов) лечения больных туберкулезом, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.02.98 N 33.

Срок - 01.03.2001 г.

4.2. Обеспечить оказание профильными научно - исследовательскими институтами (центрами) организационно - методической и практической помощи органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в реализации Программы, определив им зоны курации.

Срок - постоянно

4.3. Согласовать с Минюстом России вопрос о необходимости пересмотра приказа МВД России и Минздравмедпрома России от 06.03.95 г. N 85/48 "О мерах по совершенствованию противотуберкулезной помощи в местах лишения свободы" и при положительном согласованном решении обеспечить подготовку его проекта.

Срок - 01.06.2001 г.

4.4. Совместно с Департаментом развития и экономики здравоохранения (Хальфин Р.А.) принять меры по завершению разработки и созданию государственного эпидемиологического мониторинга туберкулеза.

Срок - 2000 - 2001 гг.

5. Департаменту государственного санитарно - эпидемиологического надзора (Иванов С.И.) повысить эффективность взаимодействия госсанэпидслужбы России с санэпидслужбой ГУИН Минюста России.

Срок - постоянно

6. Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.):

6.1. Обеспечить действенный контроль и практическую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации лечебно - диагностического процесса в противотуберкулезных учреждениях для детей и подростков.

Срок - постоянно

6.2. Совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации проработать вопрос и представить предложения о порядке создания на базе детских санаторно - оздоровительных противотуберкулезных учреждений санаторно - реабилитационных противотуберкулезных центров для детей и подростков.

Срок - 01.09.2001 г.

7. Российскому НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России (Перельман М.И.) совместно с Центральным научно - исследовательским институтом туберкулеза РАМН (по согласованию) завершить подготовку проекта приказа Минздрава России "О мерах по совершенствованию медицинской помощи больным туберкулезом" и представить на рассмотрение.

Срок - 01.04.2001 г.

8. Новосибирскому научно - исследовательскому институту туберкулеза Минздрава России (Краснов В.А.) завершить разработку системы борьбы с туберкулезом в Западно - Сибирском регионе Российской Федерации и плана ее реализации.

Срок - 01.04.2001 г.

9. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

9.1. Принять меры к обеспечению долевого участия в финансировании мероприятий Программы из средств местных бюджетов и прочих источников в объемах, необходимых для ее своевременной и полной реализации.

9.2. Сведения по "Справке о финансировании федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы"" представлять ежегодно в Департамент развития и экономики здравоохранения:

- как планируемые объемы финансирования на предстоящий год - к 01.03 текущего года;

- как отчет о выполнении плана финансирования - к 01.08 отчетного года и 01.03 последующего за отчетным годом (приложение).

9.3. Принять к сведению, что непредставление в установленные сроки сведений, указанных в п. 9.2., будет учитываться при распределении лекарственных препаратов, медицинской техники, закупаемых за счет средств федерального бюджета.

9.4. Принять меры по улучшению материально - технической базы санаторно - оздоровительных противотуберкулезных учреждений для детей и подростков, не допускать их закрытия.

 

Председатель коллегии,

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Секретарь коллегии

А.В.ВЕРЕМЕЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

к решению коллегии Минздрава России

от 24.10.2000 г. N 14

 

СПРАВКА

о финансировании программы

"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России

на 1998-2004"

(прогноз на __________ год, отчет за I полугодие или год)

нужное заполнить (подчеркнуть)

 

Направления использования
средств       

Источники финансирования      

Террито-
риальный
бюджет 

Федераль-
ный ФОМС

Террито-
риальный
ФОМС   

Прочие  
источники
(расшиф-
ровать) 

1. На приобретение       
оборудования          

 

 

 

 

2. На приобретение       
лекарственных средств 

 

 

 

 

3. На приобретение       
диагностических средств

 

 

 

 

4. На капитальное        
строительство         

 

 

 

 

5. Другие (расшифровать) 

 

 

 

 

 

  Руководитель органа управления                   подпись

  здравоохранением                                 дата

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024