Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

11 октября 2000 г.

 

N ВКПИ 00-33

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

 

    председательствующего

    генерал-лейтенанта юстиции                    Пархомчука Ю.В.,

    при секретаре старшем

    лейтенанте юстиции                               Нечаеве С.В.,

    с участием военного

    прокурора управления

    Главной военной прокуратуры

    подполковника юстиции                            Грибова О.В.,

    представителей Председателя

    Общероссийского политического

    движения "В поддержку армии,

    оборонной промышленности

    и военной науки" -                                         И.,

    граждан                                               П. и Д.,

    представителя

    Правительства РФ

    подполковника юстиции                           Ткаченко И.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе председателя указанного выше Общероссийского политического движения о признании незаконным п. 10 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей", а также дополнения к жалобе представителей заявителя П. и Д. о признании незаконным пункта 3 и п. 6б названного Постановления Правительства РФ,

 

установил:

 

И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными требованиями, поскольку считает, что п. 10 названного Постановления Правительства, которым оно введено в действие с 1 января 1994 года, противоречит Постановлению Верховного Совета РФ от 22 января 1993 года N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О статусе военнослужащих", которым данный Закон введен в действие с 1 января 1993 г.

В дополнениях к жалобе представители заявителя просят признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76 от 27 мая 1998 г., поскольку этим пунктом предусмотрено, что военнослужащие и члены их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату, тогда как в приведенном пункте ст. 16 нового Закона установлено, что военнослужащие в таких случаях оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости путевки.

Кроме того, в ст. 16 Закона предусматривается, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются, помимо санаторно-курортного и других видов лечения, также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях, тогда как п. 3 названного Постановления Правительства РФ это не предусмотрено.

Пункт 6б Постановления Правительства РФ противоречит п. 5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 данной статьи, распространены также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по перечисленным в Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

В судебном заседании представители И., действовавшие по доверенности от 12 августа 1998 г., П. и Д. поддержали жалобу и пояснили, что они настаивают на признании незаконным п. 10 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1093 со дня его принятия, поскольку полагают, что несвоевременное введение в действие Постановления Правительства РФ грубо нарушило права военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации к отпуску, установленной Законом "О статусе военнослужащих" 1993 г. Это привело к тому, что указанные лица были лишены права на получение такой компенсации в течение года.

Обосновывая дополнительные требования, представители заявителя ссылались на то, что в Постановлении предусмотрено приобретение военнослужащими и членами их семей путевок в санатории, дома отдыха и на туристические базы Министерства обороны РФ за плату, тогда как в Законе "О статусе военнослужащих" 1998 года путевки должны оплачиваться частично - в размере 25 и 50 процентов. Кроме того, в новом Законе расширен круг мест организованного отдыха военнослужащих и членов их семей - пансионатами и детскими оздоровительными лагерями, а предусмотренные п. 2-4 ст. 16 Закона льготы для военнослужащих и членов их семей расширены на военнослужащих и их семьи при общей продолжительности военной службы военнослужащего 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения. Кроме того, эти льготы распространены также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанным в Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В связи с приведенными данными Постановление Правительства РФ в указанных его пунктах не соответствует Закону.

Представитель Правительства РФ подполковник юстиции Ткаченко И.В., осуществляющий свои полномочия по поручению Правительства РФ N ВМ-П4-19482 (письмо Аппарата Правительства РФ от 22 июля 2000 г. N П4-2104), в порядке передоверия, по доверенности, выданной первым заместителем Министра обороны РФ, N 332 от 25 июля 2000 г., предложил отказать в удовлетворении жалобы И. и дополнений к ней. При этом он сослался на то, что срок, в течение которого Правительству РФ необходимо было определить порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим и их семьям, предусмотренный п. 4 ст. 16 Закона, определен не был. Названным Постановлением военнослужащие права на получение такой компенсации не лишались, и эти свои права они могли защищать вплоть до обращения в судебные инстанции.

Что касается оплаты военнослужащими стоимости путевок, то Правительству РФ в Законе не поручалось определить размер этой оплаты. В реальной действительности, как до принятия Закона "О статусе военнослужащих" 1993 г., так в период его действия и в настоящее время, военнослужащие и члены их семей оплачивают стоимость путевки на льготных условиях: военнослужащие 25%, а члены их семей 50% стоимости.

Такие льготы для военнослужащих были предусмотрены ранее действовавшими в Вооруженных Силах нормативными документами, а в настоящее время они содержатся в Приказе Министра обороны РФ N 360 от 20 августа 1999 г. "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" (с изменениями, внесенными 6 февраля 2000 г.).

Кроме того, в 1999 году разработан и направлен для согласования в соответствующие государственные органы проект нового Постановления Правительства РФ по обсуждаемым вопросам, в котором финансирование расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, обеспечением санаторно-курортным лечением и отдыхом на льготных условиях военнослужащих и членов их семей, выплатой им компенсации и др. вопросам, приведено в полное соответствие с Законом "О статусе военнослужащих" 1998 года. Однако до настоящего времени Постановление еще не принято.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, а также выслушав заключение военного прокурора управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Грибова О.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении жалобы И. в части признания незаконным п. 10 Постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1999 года, поскольку предусмотренная Законом норма о выплате военнослужащим денежной компенсации к отпуску Постановлением Правительства не отменялась и не устанавливалась отсрочка ее применения, а в части поставленных вопросов в дополнениях к жалобе признать их обоснованными, в том числе касающихся размеров оплаты стоимости путевок; расширения круга мест отдыха военнослужащих и их семей по льготным путевкам; распространения льгот, предусмотренных п. 2-4 ст. 16 Закона, на военнослужащих и их семей, при общей продолжительности военной службы военнослужащих 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также распространения этих льгот на прапорщиков и мичманов при перечисленных в Законе условиях, поскольку в новом Законе "О статусе военнослужащих" они содержатся, а в рассматриваемом Постановлении отсутствуют, - Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования И., изложенные в жалобе, а также в дополнениях к ней, подлежат лишь частичному удовлетворению.

Из исследованного в судебном заседании содержания п. 10 Постановления видно, что в нем содержится лишь дата введения в действие Постановления.

Ни этим, ни другими пунктами Постановления не отменено и не отсрочено право военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации к отпуску, предусмотренной п. 4 ст. 16 Закона "О статусе военнослужащих" 1993 года.

То обстоятельство, что Постановление Правительства РФ введено в действие с 1 января 1994 года, не лишало военнослужащих и членов их семей льготы на получение указанной компенсации в сроки, установленные названным Законом, который вступил в силу с 1 января 1993 года.

В случае нарушения этого права указанных лиц, в соответствии с Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" N 4866-1 от 27 апреля 1993 года, они вправе были обжаловать неправомерные действия должностных лиц в суд в порядке, установленном этим Законом.

Кроме того, прежний Закон "О статусе военнослужащих" 1993 года задолго до направления в Верховный Суд РФ данной жалобы утратил силу и отменен. Новому Закону "О статусе военнослужащих" 1998 года данное Постановление в вопросах выплаты военнослужащим денежной компенсации к отпуску не противоречит. По изложенным основаниям жалоба И. в этой части удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем в дополнениях к жалобе обоснованно подчеркивается, что содержащиеся в п. 3 Постановления указания о том, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются путевками в санатории, дома отдыха и на туристические базы Министерства обороны за плату, не соответствуют п. 4 ст. 16 Закона "О статусе военнослужащих" 1998 года, которым установлено, что военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости путевок. Кроме того, этим пунктом ст. 16 Закона расширен круг мест организованного отдыха военнослужащих и членов их семей пансионатами и детскими оздоровительными лагерями.

Наряду с этим п. 5 ст. 16 Закона предусмотрено, что права и льготы военнослужащим и членам их семей, указанные в пунктах 2-4 этой статьи Закона, в отличие от оспариваемого Постановления, распространяются также на офицеров при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

При таких данных суд приходит к выводу, что данная часть требований заявителя является обоснованной и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 193-196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

жалобу Председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" И. удовлетворить частично.

Признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1994 года противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются помимо санаторно-курортного и других видов лечения также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях. При этом военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевок.

Пункт 6б названного Постановления Правительства РФ противоречит п. 5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 данной статьи, распространены также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от оснований увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Правительству РФ в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 года привести указанные пункты Постановления N 1093 от 26 сентября 1994 года в соответствие с Федеральным законом.

В части требований И. о признании п. 10 названного Постановления Правительства N 1093 от 26 сентября 1994 года незаконным и не действующим со дня принятия данного Постановления - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Председательствующий по делу -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

генерал-лейтенант юстиции

Ю.В.ПАРХОМЧУК

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024