Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

27 июня 2000 г.

 

N 11

 

ИТОГИ ЗАВЕРШЕННЫХ В 1999 Г. НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,

ВЫПОЛНЕННЫХ В РАМКАХ ДОГОВОРОВ НА НИР

 

Коллегия отмечает, что в 1999 г., несмотря на сложные экономические условия, качество запланированных и выполненных работ в рамках договоров на научно-исследовательские разработки остается на достаточно высоком уровне.

Во многом этому способствовало принятие Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 05.11.1997 г. N 1387, "О Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 г.г." от 18.05.1998 г. N 453.

В 1997 году Правительством Российской Федерации было принято постановление "О государственной аккредитации научных организаций" от 11.10.97 г. N 1291, положившее начало широкомасштабной работе по реструктуризации сети научно-исследовательских учреждений (приказ Минздрава России от 24.02.98 г. N 47).

В целях упорядочения деятельности научных организаций, внедрения результатов научных исследований в образовательный процесс и практическое здравоохранение, повышения качества подготовки медицинских кадров, привлечения студентов и молодых специалистов к научно-исследовательской работе, 4 НИИ введены в высшие учебные заведения в качестве структурных подразделений. Во исполнение Федерального закона "О лекарственных средствах", для обеспечения организационно-методического руководства и исключения дублирования в работе учреждений, входящих в государственную систему контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, 3 НИИ объединены в Научный центр экспертизы и государственного контроля лекарственных средств.

Таким образом, в результате проведенной в 1999 г. Минздравом России реструктуризации сети подведомственных учреждений ее численность сократилась на 7 единиц и составила 95 НИИ, 47 медицинских ВУЗов и 7 учреждений дополнительного профессионального образования.

Свидетельство о государственной аккредитации получили 65 подведомственных научно-исследовательских учреждений. Всего Министерством науки и технологий Российской Федерации в 1998-1999 годах аккредитовано 89 научных организаций, документы 5 научных организаций (противочумные НИИ Минздрава России) находятся на рассмотрении в Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

В 1999 году научные исследования проводились в рамках 366 договоров, сгруппированных в 36 отраслевых и 3 федеральные программы.

Общее количество полученной научной продукции - 1521 единица (ед.). Из них новые медицинские разработки составляют 352 ед. (23,1%). К усовершенствованным технологиям отнесены 406 ед. (26,7%). Издательская продукция (монографии, учебники, справочная литература) составляет 6% от общего количества научной продукции (96 ед.)

Основными видами научной продукции являются: нормативно-техническая документация, методические рекомендации и указания, программные средства, базы данных, патенты, научные отчеты. Кроме этого в институтах проводится работа по созданию лекарственных средств и изделий медицинского назначения, но, как правило, ее не удается завершить ввиду отсутствия финансирования.

И хотя экономическая ситуация не позволяет в полной мере решать проблемы, связанные с внедрением новых медицинских технологий, Минздрав России на сегодняшний день активно использует 5 способов доведения до практикующих медицинских работников результатов научных разработок:

- публикации в профильных медицинских научно-практических журналах;

- проведение конференций, съездов, симпозиумов, семинаров, посвященных наиболее интересным разработкам;

- включение новых разработок в образовательные программы;

- ежегодное издание и распространение совместно с Российской академией медицинских наук сборника основных результатов научных разработок;

- издание и распространение Государственного реестра новых медицинских технологий.

Таким образом, многие выдающиеся достижения ученых-медиков федеральных НИУ внедрены в практику отечественного здравоохранения и позволяют успешно решать актуальные проблемы медицины. Среди них сложнейшие операции на мозге, сердце, сосудах, легких, пищеводе, органах брюшной полости, методы лечения иммунодефицитов, урологических и кожных заболеваний, поражений кроветворной и опорно-двигательной систем.

Несмотря на имеющиеся определенные успехи в вопросах организации научных исследований сохраняются и некоторые недостатки. Так, до настоящего времени не полностью ликвидировано дублирование научных исследований. Этому во многом способствует отсутствие должной межведомственной координации научных исследований, когда существует практика финансирования медико-биологических исследований, как из средств Минздрава России, так и по линии других министерств и ведомств.

Все еще отсутствует координация между Департаментами и Управлением научно-исследовательских медицинских учреждений в формировании научных блоков и договоров по ряду федеральных целевых программ. На практике это приводит к тому, что отчетность по заключенным договорам и утверждение научной продукции нередко не соответствует установленному порядку.

Отсутствует действенная система внедрения в практическую медицину новых технологий профилактики, диагностики и лечения оновных заболеваний человека, что существенно ослабляет влияние (научных учреждений Минздрава России на динамику показателей здравоохранения и состояния охраны здоровья населения Российской Федерации.

Исходя из изложенного, в целях дальнейшего развития и совершенствования работы в области планирования и реализации результатов научных разработок в практическом здравоохранении,

Коллегия РЕШИЛА:

1. Одобрить работу Управления научно-исследовательских медицинских учреждений по организации комиссионного приема научной продукции, отметив, что установленная форма отчетности способствует развитию творческой инициативы научных коллективов и повышению ответственности за конечные результаты.

2. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко):

2.1. Разработать и представить на утверждение:

- методические указания "О порядке представления и утверждения результатов научных разработок".

Срок декабрь 2000 г.

- положение о порядке планирования, подготовки и проведения научно-практических мероприятий Минздрава России.

Срок декабрь 2000 г.

- указание о порядке приема завершенных в 2000 г. НИР.

Срок декабрь 2000 г.

2.2. По итогам завершенных отраслевых программ, выполненных в период с 1996 г. по 2000 г. подготовить перечень предложений, которые нуждаются в дополнительном финансировании для завершения работ и внедрения в практическое здравоохранение (препараты, изделия медицинского назначения) с экономическим обоснованием.

Срок II квартал 2001 г.

2.3. Подготовить к изданию второй выпуск (дополненный) Государственного реестра новых медицинских технологий.

Срок декабрь 2000 г.

2.4. Подготовить предложения:

- о переводе на контрактную систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по заказам Минздрава России.

Срок декабрь 2000 г.

- о проведении открытых конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам Минздрава России.

Срок ноябрь 2000 г.

2.5. Совместно с Департаментом развития и экономики здравоохранения (Р.А.Хальфин) представить предложения о возможности создания инновационного фонда для развития приоритетных инновационных программ и разработки системы внедрения результатов научных исследований в практику здравоохранения.

Срок IV квартал 2000 г.

2.6. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проработать вопрос о создании единого информационного пространства по выполняемым в подведомственных НИУ научным исследованиям.

Срок I квартал 2001 г.

3. Директорам НИУ, ректорам ВУЗов при планировании научных исследований на 2001 и последующие годы предусмотреть включение работ по созданию новых и переработке утвержденных стандартов (протоколов) лечения больных в соответствии с установленным порядком.

Срок - постоянно

4. Председателям Секций Ученого совета Минздрава России повысить уровень требований как к экспертизе договоров на НИР и итоговой научной продукции, так и к срокам проведения экспертизы.

Срок - постоянно

5. Контроль за выполнением данного решения возложить на Статс-секретаря, заместителя Министра Е.Д.Дедкова.

 

Председатель коллегии,

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Секретарь коллегии

А.А.ПРОХОДА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024