МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
23 марта 1998 г.
N 219-У
О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ
ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ
В целях совершенствования
деятельности службы планирования семьи
1. Ввести в действие методические
рекомендации "О штатно - организационной структуре центров планирования
семьи и репродукции" (Приложение).
2. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации разрешаю тиражировать настоящее
указание в необходимом количестве.
3. Контроль за
исполнением настоящего указания оставляю за собой.
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
Приложение
к указанию Минздрава России
23.03.1998 г. N 219-У
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ШТАТНО - ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ
ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ
Основной задачей службы планирования
семьи в нашей стране является предупреждение абортов, оказывающих негативное
влияние на репродуктивное здоровье женщин, показатели материнской и
младенческой заболеваемости и смертности.
Высокий уровень абортов, недостаточная
информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции,
значительный рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди
подростков и молодежи - все это обуславливает социальную значимость проблемы
планирования семьи. Для решения этих задач в России реализуется федеральная
программа "Планирование семьи", в выполнении которой участвуют
государственные и негосударственные структуры.
Нормативной базой формирования службы
планирования семьи являются приказы Минздрава России от 15.11.91 N 186 "О
мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской
Федерации", от 26.11.96 N 392 "О проведении анкетирования
пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998
гг.". Этими документами определены основные направления деятельности
службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в
номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравмедпрома
России от 20.02.95 N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения
Российской Федерации".
В настоящее время в стране организовано
более 200 центров планирования семьи и репродукции, в лечебно -
профилактических учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.
Однако нормативными документами до сих
пор не решены вопросы обеспечения этих учреждений и подразделений штатной
численностью медицинского персонала, что в существующих экономических условиях
при переходе здравоохранения к обязательному медицинскому страхованию является
особенно важным.
В последнее десятилетие, как известно,
значительно расширены права руководителей органов и учреждений здравоохранения
в решении кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда.
Главные врачи имеют право:
- использовать штатные нормативы и другие
нормативные акты по труду, утвержденные министерством, как носящие
рекомендательный характер;
- устанавливать индивидуальные нормы
нагрузки (обслуживания) медицинского и другого персонала в зависимости от
конкретных местных условий и, прежде всего, особенностей прикрепленного к
учреждению контингента населения, технологии лечебно - диагностического
процесса;
- проводить замены должностей в пределах
категорий персонала в любом порядке.
При использовании этих прав руководители
учреждений здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее
полное обеспечение потребности населения в том или ином виде медицинской
помощи.
Эти основные позиции по использованию
нормативов по труду в практике здравоохранения и были приняты за основу при
проектировании штатного обеспечения службы планирования семьи.
Служба планирования семьи развивается как
система, представленная в разных типах учреждений: от фельдшерско - акушерских
пунктов до центров планирования семьи и репродукции.
Работа по планированию семьи на
фельдшерско - акушерских пунктах, в участковых больницах, женских консультациях
и родильных домах осуществляется после соответствующей подготовки имеющейся
численностью персонала. Снижение рождаемости в последние годы создает
определенные резервы в рабочем времени персонала акушерско - гинекологической
службы, которые должны быть направлены прежде всего на
деятельность, связанную с профилактикой абортов и охраной репродуктивного
здоровья семьи.
Вопрос определения численности персонала
в центрах планирования семьи и репродукции решается в каждом регионе в
зависимости от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются:
- структура населения по возрастно -
половому составу;
- состояние здоровья населения в целом,
репродуктивном и подростковом возрастах;
- частота производства абортов в разных
возрастных группах, соотношение родов и абортов;
- уровень заболеваний, передаваемых
половым путем, особенно среди молодежи и подростков;
- число родов и абортов у подростков и
т.д.
Наряду с учетом этих факторов при
расчетах численности персонала центров целесообразно использовать в качестве
ориентиров нормативные показатели по труду.
Для их разработки были проведены
фотохронометражные наблюдения за деятельностью медицинского персонала центров,
изучен объем работы и фактическая численность персонала действующих в настоящее
время центров планирования семьи и репродукции субъектов Российской Федерации.
Центры планирования семьи и репродукции
создаются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц.
В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, иногда в качестве
структурных подразделений: республиканской больницы (Удмуртия, Дагестан),
перинатального центра (Кабардино - Балкария),
родильного дома (Камчатка), диагностического центра (г. Ставрополь), и др.
Целесообразность развертывания центров планирования семьи и репродукции на базе
уже имеющихся учреждений обусловлена прежде всего наличием в них мощной
диагностической службы, позволяющей проводить качественную диагностику, нередко
основанную на использовании дорогостоящей аппаратуры.
В ряде территорий (г.г. Тамбов, Тула и
др.) наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются
центры планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов.
В составе некоторых центров планирования
семьи и репродукции имеются стационарные подразделения (г.г. Саранск,
Новосибирск, Нижнекамск и др.).
Численность персонала, работающего в
центрах, имеет большую амплитуду колебаний: от 2 до 100 и более должностей, не
превышая в среднем 20-30 должностей. Одна должность среднего медицинского
работника приходится примерно на 30 тыс. обслуживаемого населения, должность
врача (суммарно по всем специальностям) - на 60 тыс. населения.
Среди врачей, работающих в центрах
планирования семьи и репродукции, подавляющее большинство - врачи акушеры -
гинекологи, прошедшие специальную подготовку по проблемам контрацепции,
бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям
и подросткам и т.д.
В центрах также работают врачи - урологи,
ведущие прием по андрологии (11,1%), сексопатологи (9,5%), генетики (6,3%), а
также другие специалисты, такие как психотерапевты, эндокринологи,
невропатологи и т.д. (Рис. 1)
Рис. 1 Структура врачей центров по
специальностям <*>.
--------------------------------
<*> - Не приводится.
Результаты фотохронометражных наблюдений
послужили основой для разработки нормативных показателей по труду врачей
центров планирования семьи и репродукции: расчетных норм времени, нагрузки
(обслуживания), плановой функции врачебной должности.
Расчетные нормы времени на посещение в
центре, в отличие от других типов амбулаторно - поликлинических учреждений, не
имеют существенных различий по специальностям врачей, ведущих прием. Различия в
трудозатратах врачей касаются контингента посетителей центра: на прием
подростков затрачивается времени в 1,6 раза - в репродуктивном возрасте - и в
1,2 раза больше, чем на прием посетителей старших возрастов (Рис. 2).
Рис. 2. Затраты рабочего времени врачей
центра на прием различного контингента посетителей (в мин.) <*>.
--------------------------------
<*> - Не приводится.
Расчеты среднего значения затрат рабочего
времени врача на приеме в центре осуществлялись на основании среднесложившейся
структуры посетителей по возрасту: 70% - лица репродуктивного возраста, 20% -
подростки и 10% - пациенты старших возрастов. Средние затраты рабочего времени
врача составили 30 мин (30,47 мин). В конкретных территориях при других
соотношениях в составе посетителей по возрасту этот средневзвешенный показатель
может иметь другое значение.
Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) -
число посещений на 1 час приема, - определяется как частное от деления 60 мин.
на расчетные нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60:30).
Плановая функция врачебной должности (Ф)
- число посещений к врачу в течение года, - рассчитывается по формуле:
Ф = N x Б х К (1)
где N- нормы нагрузки (обслуживания);
Б - годовой
бюджет рабочего времени должности;
К - коэффициент использования рабочего времени должности
на
непосредственный прием посетителей.
Специфика деятельности врача центра
состоит в том, что определенный объем работы не связан с непосредственным
приемом пациентов. Это, прежде всего, санитарно - просветительная работа,
проведение групповых занятий, консультации по телефону и др. Эти затраты, а
также служебные разговоры и личное необходимое время составляют, по данным
фотохронометражных наблюдений, около 20% рабочего времени врача центра.
Следовательно, коэффициент использования рабочего времени должности врача на
непосредственное проведение приема посетителей (К) в формуле (I) составит 0,8.
Годовой бюджет рабочего времени должности
(Б) рассчитывается согласно нормативным документам Министерства труда и
социального развития Российской Федерации <*> по расчетному графику
пятидневной рабочей недели.
--------------------------------
<*> - См. письмо Минздрава России
от 03.02.97 N 2510/790-96-32 "О норме рабочего времени и порядке
определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в
1997 году".
При расчетах годового бюджета рабочего
времени для определения плановой функции врачебной должности из общего
показателя числа рабочих часов в году исключается время отпуска.
Следовательно, годовой бюджет рабочего
времени должности (Б) можно рассчитать по следующей формуле:
365 - в - n - q
Б=
--------------- x m
(2)
5
где в - число выходных дней (по пятидневной
рабочей неделе);
n - число праздничных дней;
q - число
дней отпуска (пересчитанное на
пятидневную
рабочую неделю);
m -
недельная продолжительность рабочего
времени
должности.
Годовой бюджет рабочего времени должности
врача центра при 38,5 часовой рабочей неделе (6,5 х 6 - 0,5) и 24-дневном
отпуске (по шестидневной рабочей неделе), рассчитанный по формуле (2),
составляет 1778,7 часа
365 - 104 - 10 - 20 х 38.5
--------------------------
5
Годовой бюджет рабочего времени должности
может быть рассчитан также и на основании данных, приведенных в вышеуказанном
письме Минздрава России, путем исключения часов отпуска. Так, в письме
приводится норма рабочего времени в 1997 году при 38,5-часовой рабочей неделе в
1932,7 часа. Годовой бюджет рабочего времени должности при исключении из этого
показателя часов отпуска составит 1778,7 часа (1932,7 - 38,5 х 4).
Таким образом, плановая функция должности
врача центра планирования семьи и репродукции, рассчитанная по формуле 1 с
соответствующими значениями Б и К, составляет 2850
посещений в году (2 х 1778,7 х 0,8 = 2846).
Расчет численности должностей (Д) врачей
центра осуществляется в зависимости от возможной нагрузки должности, т.е.
плановой функции, и спроса населения на те или иные
услуги по формуле:
П
Д = --- (3)
Ф
где П - число посещений (фактических или планируемых) в год;
Ф - число посещений к врачу в течение
года.
Например, к врачу - урологу, ведущему
прием по андрологии, в течение года было 4700 посещений. Число должностей на
этот объем работы, рассчитанное по формуле (3), составит 1,649 должностей
(4700:2850) и в соответствии с правилами округления должностей в штатное
расписание может быть введено 1,75 должности врача - уролога.
Следует отметить, что при составлении
штатного расписания центра планирования семьи и репродукции необходимо
руководствоваться приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.96. N
16 "О введение форм штатных расписаний учреждений здравоохранения", а
наименование должностей должно соответствовать номенклатуре должностей
врачебного и фармацевтического персонала и номенклатуре врачебных и
провизорских специальностей (Приказы Минздрава России N 48 от 24.02.98 и N 33
от 16.02.95) с последующими изменениями и дополнениями.
: примечание.
Приказ Минздрава РФ от 24.02.1998 N 48
утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.10.1999 N 369.
Действующее Положение об оплате труда работников здравоохранения утверждено
Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377.
: примечание.
Приказ Минздрава РФ от 16.02.1995 N 33
утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 N 313.
Действующая Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим
медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения
Российской Федерации утверждена Приказом Минздрава РФ от 27.08.1999 N 337.
Проведенное исследование позволяет
представить рекомендации по штатно - организационной структуре центров
планирования семьи и репродукции при обслуживании населения до 1 млн. жителей и
свыше 1 млн. жителей (таблица 1). В таблице приведен лишь врачебный персонал.
Численность среднего медицинского персонала целесообразно устанавливать
соответственно врачебному, а младшего
- из расчета одна должность на три
должности врача, ведущего амбулаторный прием.
Штаты медицинского персонала центров
устанавливаются в пределах общей численности персонала женских консультаций,
родильных домов, перинатальных центров и других лечебно - профилактических
учреждений, в т.ч. за счет введения дополнительных штатных должностей.
Таблица 1
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ
<*>
--------------------------------
<*> - Руководителям органов и
учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру
центров планирования семьи и репродукции в зависимости от местных условий и
потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.
┌───────────────────────────┬───────────────────┬────────────────────────────┐
│
Перечень │
Наименование │ Численность должностей │
│
подразделений │ должности │ при обслуживании │
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┬─────────────┤
│
│ │ до I млн.
│ свыше 1 млн.│
│ │ │ жителей
│ жителей │
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Медицинский профиль │ │ │ │
│Кабинеты: по контрацепции, │ │ │ │
│бесплодию,
невынашиванию │ врач акушер- │ до 7,0
│ до 15,0 │
│беременности,
оказанию │ гинеколог │ │ │
│помощи детям и подросткам │ │ │ │
│и т.д. │ │ │ │
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Кабинет по андрологии │ врач-уролог │
до 2,0 │ до 5,0
│
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Кабинет по сексопатологии │ врач-сексопатолог │ до 2,0
│ до 5,0 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Другие кабинеты │ врачи │ │ │
│(генетики, психотерапии, │ соответствующих │
до 3,0 │ до 7,0
│
│эндокринологии, │ специальностей │ │ │
│ультразвуковой диагностики │ │ │ │
│и др.) │ │ │ │
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Итого врачебный персонал │ │ до 14,0
│ до 32,0 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Немедицинский профиль │ │ │ │
│Кабинеты: психологии, │
психолог, │ до 7,0
│ до 15,0 │
│юриста, социальной │ юрист, │ │ │
│помощи, по делам молодежи │
социальный
│ │ │
│и др. │ работник │ │ │
├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Всего: │ │ до 21,0
│ до 47,0 │
└───────────────────────────┴───────────────────┴──────────────┴─────────────┘
Таким образом, представлена методика формирования численности медицинского персонала центров
планирования семьи и репродукции, этапность расчетов: нормы времени,
нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности, численности
должностей, что может быть использовано как при развитии сети учреждений, так и
при экономическом анализе деятельности персонала центров.
Внедрение в практику здравоохранения
разработанной штатно - организационной структуры центров, постоянное проведение
экономического анализа деятельности учреждений на основе представленной
методики будет способствовать рациональной расстановке и использованию кадров в
соответствии с их нагрузкой и задачами, решаемыми службой планирования семьи.
Начальник Управления
планирования, финансирования
и развития
Н.Н.ТОЧИЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ