Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОЛЛЕГИЯ

 

РЕШЕНИЕ

 

25 марта 1997 г.

 

N 5

 

О ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В РОССИИ

И МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

 

Коллегия отмечает, что в Российской Федерации в 1996 г. произошел резкий рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией, зарегистрировано 1433 ВИЧ-инфицированных, что в 8 раз больше по сравнению с 1995 г. В текущем году отмечается дальнейшее ухудшение эпидемиологической обстановки. В январе - марте 1997 г. выявлено 736 ВИЧ-инфицированных. В отличие от прошлых лет заражение происходит в основном при внутривенном введении наркотиков. На долю наркоманов приходится более 70% от общего числа зараженных. По этой причине возникли множественные очаги ВИЧ-инфекции в Калининградской области (540 инфицированных), Краснодарском крае (315), Нижегородской (202), Саратовской (115 инфицированных) областях.

С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации проводится организационная и практическая работа по внедрению научно обоснованной системы мероприятий, направленных на ограничение распространения ВИЧ-инфекции.

Создана сеть специализированных учреждений по профилактике и борьбе со СПИДом, включающая федеральный, 6 региональных, 78 территориальных центров, более 700 лабораторий первичной диагностики СПИДа. Для оказания квалифицированной медицинской помощи больным в г. Москве и п. Усть - Ижоре Ленинградской области развернуты специализированные стационары.

В целях своевременного выявления и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции осуществляется широкомасштабный скрининг групп повышенного риска заболевания - пациентов наркологических и кожно - венерологических диспансеров, гомосексуалистов, проституток, больных по клиническим показаниям. При этом органы здравоохранения отказались от дорогостоящих и эпидемиологически необоснованных массовых обследований населения.

В 1996 г. на ВИЧ-инфекцию было выполнено 17,5 млн. исследований крови.

В стране внедрена система обеспечения безопасности донорской крови и ее препаратов путем исследования на антитела к вирусу иммунодефицита человека каждой порции сдаваемой донорской крови.

С учетом рекомендаций ВОЗ и международного опыта особое внимание уделяется пропаганде безопасного секса и других мер личной профилактики ВИЧ-инфекции с привлечением общественных и неформальных организаций.

Федеральным, региональными и территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом систематически проводятся научно - практические конференции и семинары, издаются учебные пособия по обучению медицинских работников, преподавателей школ, средних специальных и высших учебных заведений по проблеме СПИДа.

Проводимые в институтах РАМН и Минздрава России научные исследования позволили разработать и внедрить в практику отечественные тест - системы для лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции, противовирусный препарат азидотимидин, провести анализ эпидемиологических особенностей распространения инфекции в стране и др.

В рамках Федеральной целевой программы "Анти-СПИД" на 1993-1995 годы осуществлен ряд мер по укреплению материально - технической базы учреждений по профилактике и борьбе со СПИДом, обеспечению средствами для диагностики и лечения больных этой инфекцией. В 56 субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы "Анти-ВИЧ/СПИД".

В мае 1996 г. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Анти-ВИЧ/СПИД" на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, которая является логическим продолжением предыдущей программы, однако до настоящего времени финансирование ее не осуществляется.

Принятый по инициативе Минздрава России и РАМН в 1995 г. Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека", определил основные направления государственной политики по предупреждению этой инфекции в Российской Федерации, защите прав инфицированных, членов их семей, медицинского персонала, работающего с больными и инфицированным материалом от них.

В феврале текущего года состоялось совещание экспертов стран СНГ, подготовлен проект соглашения и межгосударственной программы сотрудничества в области профилактики ВИЧ-инфекции. Необходимость этого вызвана крупными вспышками ВИЧ-инфекции на Украине и в Белоруссии, многочисленными случаями завоза этой инфекции в Россию и дальнейшего ее распространения.

Вместе с тем в работе по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией имеются серьезные недостатки и нерешенные вопросы.

В ряде субъектов Российской Федерации органы управления здравоохранением не относят к приоритетной проблему ограничения распространения ВИЧ-инфекции. В Ивановской, Владимирской, Московской, Тамбовской, Тульской областях не организованы центры по профилактике и борьбе со СПИДом, а в республиках Дагестан и Кабардино - Балкария, Пензенской и Рязанской областях эти центры ликвидированы как самостоятельные учреждения.

В Курской, Калининградской, Ленинградской, Московской и Пермской областях не принимаются меры по укреплению материально - технической базы лабораторий, осуществляющих скрининговые исследования на ВИЧ-инфекцию.

В 33 субъектах Российской Федерации, в том числе в Новгородской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Кировской, Самарской, Пермской, Омской, Курганской областях, республиках Дагестан, Северная Осетия - Алания и др. до настоящего времени не разработаны региональные программы "Анти-СПИД". Вопросы состояния заболеваемости ВИЧ-инфекцией, осуществления неотложных мер по ее профилактике не выносятся на рассмотрение санитарно - противоэпидемических комиссий.

В г. Москве по вине персонала станции переливания крови в 1995 г. имел место случай заражения реципиента ВИЧ-инфекцией.

В г. Туле в 1996 г. заражение этой инфекцией произошло в результате переливания крови от донора, обследованного до наступления сероконверсии, что свидетельствует о необходимости усовершенствования имеющейся системы обеспечения безопасности донорской крови.

Положение усугубляется перебоями в поставках тест - систем лабораториям, осуществляющим диагностику ВИЧ-инфекции, из-за недостаточного финансирования предприятий, производящих диагностикумы.

Снизили уровень организационно - методического руководства по этой проблеме в 1996 г. Хабаровский, Омский, Екатеринбургский, Санкт - Петербургский региональные центры. Специалисты центров не принимали участия в расследовании множественных очагов ВИЧ-инфекции, возникших на курируемых территориях. В значительной мере это является следствием крайне низкого финансирования этих центров.

Крайне скудное финансирование сдерживает проведение исследований по проблеме, не дает возможности реализовать научный потенциал, имеющие важное значение разделы Государственной программы вынуждены сокращаться.

Российским научно - методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом не пересмотрен порядок сбора, передачи информации и регистрации заболеваний ВИЧ-инфекцией и СПИДом, позволяющий обеспечить полную конфиденциальность информации об инфицированных.

Специализированные стационары недостаточно обеспечиваются эффективными препаратами для лечения СПИД-ассоциированных заболеваний, развивающихся на фоне иммунодефицита человека, вызванного ВИЧ-инфекцией.

В стране все еще не создана постоянная информационно - пропагандистская система, направленная на профилактику ВИЧ-инфекции среди всех слоев населения и прежде всего групп риска, наиболее подверженных заболеванию, не внедряются программы профилактики этой инфекции среди больных наркоманией, хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом. Не получила должного распространения эффективная система профилактики ВИЧ-инфекции, сочетающая индивидуальное консультирование с добровольным обследованием на ВИЧ-инфекцию, не создаются кабинеты медико - психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

Органы управления здравоохранением, центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации недостаточно осуществляют взаимосвязь с органами внутренних дел по работе с больными наркоманией и лицами, занимающимися проституцией, имея в виду своевременное выявление и привлечение их к обследованию на ВИЧ-инфекцию. Неудовлетворительно проводится совместная работа по организации мероприятий по профилактике этой инфекции в исправительно - трудовых учреждениях, где отмечен наиболее высокий "темп" прироста заболеваемости ею.

В целях ограничения распространения ВИЧ-инфекции в России коллегия

РЕШАЕТ:

1. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.):

1.1. Подготовить и направить в срок до 01.06.97 предложения в Министерства здравоохранения Украины и Республики Беларусь о взаимоинформации о возникновении очагов ВИЧ-инфекции, проведении скоординированных мероприятий по ограничению распространения этой инфекции.

1.2. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения о придании Федеральной целевой программе "Анти-ВИЧ/СПИД" на 1996-1997 годы и на период до 2000 года статуса Президентской.

Срок - 25.04.97

1.3. Пересмотреть в срок до 01.06.97 порядок сбора, передачи информации и регистрации заболеваний ВИЧ-инфекцией и СПИДом, позволяющий обеспечить полную конфиденциальность информации об инфицированных.

1.4. Принять в срок до 01.09.97 действенные меры по усилению со стороны региональных центров научно - методического руководства по проблеме ВИЧ-инфекции в курируемых регионах.

1.5. Подготовить в месячный срок положение о кабинете медико - психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению организации медицинской помощи населению (Вялков А.И.):

2.1. Подготовить в срок до 01.06.97 обращение к главам администрации субъектов Российской Федерации с просьбой об укреплении материально - технической базы и поддержке территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом и медицинских учреждений наркологической службы, разработке и финансированию региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД", проведению в средствах массовой информации разъяснительной кампании о методах предохранения от заражения ВИЧ-инфекцией населения, профилактике наркоманий.

2.2. Подготовить в течение III-IV кв. 1997 г. программу дальнейшего совершенствования информирования учащихся школ и средних специальных и высших учебных заведений о доступных методах профилактики ВИЧ-инфекции, повышения уровня нравственного и полового воспитания.

2.3. Подготовить в срок до 01.05.97 предложения в Министерство внутренних дел Российской Федерации по улучшению взаимообмена информацией о случаях ВИЧ-инфекции и усилению взаимодействия по своевременному привлечению к обследованию на ВИЧ-инфекцию больных наркоманией, лиц, занимающихся проституцией.

2.4. Оказать органам управления здравоохранением Калининградской, Нижегородской, Саратовской областей и Краснодарского края практическую помощь по предупреждению дальнейшего развития эпидемии ВИЧ-инфекции.

3. Управлению организации медицинской помощи населению (Вялков А.И.), Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.):

3.1. Обобщить в течение 1997 г. международный опыт по профилактике ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих наркотики, и подготовить предложения по внедрению хорошо зарекомендовавших себя программ профилактики ВИЧ-инфекции среди этой группы населения.

3.2. Подготовить в срок до 01.07.97 методические указания по предупреждению распространения ВИЧ среди больных наркоманией.

4. Управлению организации медицинской помощи населению (Вялков А.И.) в срок до 01.08.97 подготовить предложения о совершенствовании системы обеспечения вирусной безопасности донорской крови.

5. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) и Отделу региональной политики, законодательства и связей с общественными организациями (Мельникова Л.С.) в срок до 01.05.97 подготовить обращение к неправительственным и общественным организациям, фондам, банкам об оказании финансовой помощи для проведения профилактических мероприятий, направленных на ограничение распространения ВИЧ-инфекции.

6. Планово - финансовому управлению (Климкин М.В.):

6.1. Добиться приоритетного финансирования Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 1996-1997 годы в объеме, предусмотренном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год".

6.2. Обеспечить оплату за поставленную продукцию по диагностике и лечению СПИДа по мере поступления средств на данные цели из Минфина России.

6.3. Изыскать средства для оплаты клинических испытаний нового препарата фосфазида для лечения ВИЧ-инфекции.

7. Планово - финансовому управлению (Климкин М.В.), отделу строительства и комплектации (Татаринова Т.Ю.) в месячный срок подготовить предложения о передаче здания Федерального центра инфекционных болезней (Космодемьянская наб., дом 22) на баланс Центрального научно - исследовательского института эпидемиологии для размещения Российского научно - методического центра профилактики и борьбы со СПИДом.

8. Одобрить разработанный Департаментом госсанэпиднадзора Межведомственный план неотложных мероприятий информационного обеспечения населения по проблеме ВИЧ-инфекции, в срок до 01.06.97 утвердить его совместно с Государственным комитетом по печати Российской Федерации И Федеральной службой по телевидению и радиовещанию.

9. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:

9.1. Разработать и внести в I полугодии 1997 г. на утверждение в органы исполнительной власти региональные программы "Анти-ВИЧ/СПИД", установить контроль за их реализацией.

9.2. Регулярно рассматривать вопросы профилактики ВИЧ-инфекции на санитарно - противоэпидемических комиссиях и коллегиях.

9.3. Осуществить необходимые мероприятия по укреплению и развитию лабораторий, проводящих исследования на ВИЧ-инфекцию, а также обучению специалистов наркологической службы вопросам ВИЧ-инфекции.

9.4. Организовать работу кабинетов добровольного (анонимного) обследования на ВИЧ с проведением до- и послетестового консультирования на ВИЧ-инфекцию и кабинетов медико - психологической поддержки ВИЧ-инфицированным и членам их семей в центрах профилактики и борьбы со СПИДом.

10. Руководителям органов управления здравоохранением Московской, Тульской, Ивановской, Владимирской и Тамбовской областей создать центры по профилактике и борьбе со СПИДом.

Срок - IV кв. 1997 г.

11. Руководителям органов управления здравоохранением Пензенской, Рязанской областей, республик Дагестан и Кабардино - Балкария восстановить центры по профилактике и борьбе со СПИДом на территории как самостоятельные специализированные лечебно - профилактические учреждения.

Срок - IV кв. 1997 г.

12. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Г.Г.Онищенко.

 

Председатель Коллегии,

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Т.Б.ДМИТРИЕВА

 

Заместитель начальника

управления делами

В.М.ХРИСТЮК

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024