Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОЛЛЕГИЯ

 

РЕШЕНИЕ

 

6 февраля 1996 г.

 

N 3

 

ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ

В 1995 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 1996 ГОД

 

В истекшем году наметились некоторые положительные изменения демографической ситуации в стране. Снизился показатель смертности - с 15,7 умерших на 1000 населения в 1994 году до 15,0 в 1995 году. Снижение смертности произошло в 67 территориях Российской Федерации в основном за счет уменьшения числа умерших от болезней системы кровообращения (на 6,1%), органов дыхания (на 6,8%), несчастных случаев, отравлений и травм (на 6,2%).

В 1995 году продолжилось снижение показателя младенческой смертности. В 1995 году она составила 17,7 на 1000 родившихся живыми против 18,6 в 1994 году. Снижение младенческой смертности произошло в 59 территориях страны, в основном за счет болезней органов дыхания, пищеварения, инфекций и состояний, возникающих в перинатальный период.

Согласно оперативным данным, отмечено снижение случаев материнской смертности.

В результате целенаправленной работы по реализации федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" удалось достичь снижения заболеваемости дифтерией (на 10%), а среди детей - заболеваемости коклюшем (57,4%) и корью - в 3,7 раза.

Вместе с тем, резкое снижение ожидаемой продолжительности жизни, низкий уровень рождаемости (9,3 на 1000 жителей), высокие показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения, рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, значительный рост заболеваемости психическими расстройствами, туберкулезом, сифилисом, полиомиелитом, нарко- и токсикоманиями свидетельствуют о существенном влиянии социально - экономических факторов на здоровье населения и требует последовательного проведения целенаправленных мер по изменению ситуации.

Основная деятельность Минздравмедпрома России и органов управления здравоохранением субъектов федерации в 1995 году была направлена на сохранение устойчивости функционирования системы здравоохранения в условия социально - экономического кризиса, обеспечение социальных гарантий населению в части медицинской и лекарственной помощи, сохранение и восстановление отечественной медицинской и лекарственной промышленности, поддержку медицинской науки.

Минздравмедпромом России в 1995 году разработаны проекты следующих Федеральных законов:

- "Об основах деятельности муниципальной системы здравоохранения";

- "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

- "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

В прошедшем году продолжалась работа по проведению реформы здравоохранения, адаптации учреждений и предприятий отрасли к новым экономическим условиям. В этих условиях осуществлялись меры по переходу к обязательному медицинскому страхованию населения, упорядочению деятельности лечебно - профилактических учреждений. Более чем в 60 административных территориях России отрабатываются различные модели взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и медицинского страхования.

За счет реорганизации и ликвидации маломощных больничных и поликлинических учреждений сократилось их число, при этом объемы медицинской помощи населению не снизились.

В ходе реализации приоритетных направлений деятельности особое внимание было уделено социально незащищенным категориям населения. Министерством подготовлены и утверждены Правительством документы, направленные на обеспечение гарантий медицинской и лекарственной помощи ветеранам, военнослужащим и членам их семей, беженцам и вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате локальных вооруженных конфликтов и техногенных катастроф и ряд других.

Министерством оказывается практическая помощь регионам по выполнению намеченных мер и осуществляется контроль за этой работой.

Другой моделью решения приоритетных задач здравоохранения явилась разработка и реализация федеральных целевых программ. Это позволило улучшить ресурсное обеспечение отрасли, значительно увеличить число учреждений, оснащенных современной медицинской техникой и оборудованием, организовать новые специализированные отделения и центры, разработать и внедрить высокие медицинские технологии.

Так, в рамках целевых программ "Дети России" и "Безопасное материнство" приняты меры по улучшению пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний плода и новорожденного, продолжено формирование службы планирования семьи, в 10 административных территориях страны установлены линии по производству молочно - кислого бифидумбактерина и т.д.

В большинстве субъектов Федерации разработаны комплексные целевые программы по проблемам материнства и детства.

В соответствии с основными направлениями развития службы охраны материнства и детства проводилась планомерная работа по совершенствованию и реорганизации структуры учреждений детства и родовспоможения: создана сеть перинатальных центров, центров планирования семьи и репродукции, реабилитационно - восстановительные учреждения, дневные стационары всех типов.

Особенно окрепла служба реанимации и интенсивной терапии в родовспомогательных и детских стационарных учреждениях. Это позволило обеспечить снижение больничной летальности при всех видах патологии детского возраста.

Началась работа по внедрению в практику учреждений охраны материнства и детства стандартов (протоколов) лечебно - диагностических технологий. Изданы приказы по стандартизации первичной реанимации новорожденных детей и медико - экономическим стандартам профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов.

В соответствии с программой "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации на 1995-1996 годы" в истекшем году закуплено и направлено в территории 69 автомобилей скорой помощи, закупка будет продолжена в 1996 году. Ведется работа по организации Федерального центра скорой медицинской помощи.

В объеме выделенных средств осуществлено финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи, подлежащих финансированию из Республиканского бюджета.

Научно - исследовательскими учреждениями в 1995 году разработаны и усовершенствованы более 250 методов профилактики, диагностики и лечения. Разработано 83 новых лекарственных средства, 530 аппаратов и изделий медицинского назначения.

Частичная реализация государственных программ по развитию медицинской и фармацевтической промышленности позволила полностью удовлетворить потребность здравоохранения и санэпидслужбы в медицинских иммунобиологических препаратах, намечается тенденция к росту производства медицинской техники. Предприятиями медицинской промышленности в 1995 году изготовлено медицинской техники на сумму 1 620 млрд. рублей, рост производства, по сравнению с 1994 годом составил 101,2%.

Продолжалась работа по развитию и реорганизации сети и упорядочению деятельности федеральных учреждений здравоохранения. Открыты федеральные центры нейрохирургии боли, ультразвуковой и лазерной нейрохирургии, судебно - медицинской экспертизы, спортивной и балетной травмы и реабилитации, иммунологического типирования донорских органов и тканей и реабилитации, иммунологического типирования донорских органов и тканей и другие. Проведена реорганизация Хабаровского фармацевтического института в фармфакультет Хабаровского медицинского института. Открыт Кировский государственный медицинский институт. Ряд средних профессиональных медицинских учреждений преобразованы в колледжи и лицеи.

Утверждены уставы федеральных лечебно - профилактических учреждений, высших учебных заведений и учреждений дополнительного профессионального образования и научно - исследовательских институтов. Завершена государственная аттестация всех высших образовательных учреждений и ряда учреждений среднего профессионального образования. Внесены коррективы в отраслевые научно - исследовательские программы.

Утверждены нормативные документы по допуску специалистов к осуществлению профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности, аттестации и сертификации.

Развертывается подготовка специалистов по программе врача общей практики, совершенствуется система постдипломного образования специалистов высшего и среднего звена. В 1995 году состоялся первый выпуск медицинских сестер с высшим образованием.

Проводилась последовательная работа по развитию и укреплению Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", созданию региональных и территориальных центров. При ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций в Северо - Кавказском регионе, Нефтегорске, Буденовске и других указанный центр полностью выполнил поставленные задачи.

В 1995 году Минздравмедпромом России осуществлены централизованные закупки лекарственных средств и медицинской техники на 87,6 млнолларов США. Кроме того, по межправительственным соглашениям закуплены лекарственные средств из группы жизненно важных на 56,5 млн. долларов США. Ведущим лечебным учреждениям страны закуплено дорогостоящего медицинского оборудования на сумму свыше 30 млнолларов США. Осуществлена поставка медицинской техники фирмы "Филипс" на 85,1 млн.ДМ.

Целенаправленная разрешительная деятельность по импорту лекарственных средств привела к тому, что в 1995 году в страну реально ввезено лекарственных средств на сумму около 1,5 млрд. долларов США.

Вместе с тем Минздравмедпромом России допущено серьезное отставание в решении ряда комплексных проблем по управлению работой отрасли.

Не полностью выполнен Указ Президента Российской Федерации от 20.04.1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации". До настоящего времени не утверждена концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, не сформирована стратегия региональной политики в области здравоохранения.

Медленными темпами осуществляется реформа здравоохранения, особенно в части реорганизации первичной медико - социальной и стационарной помощи. Не получила должного развития подготовка и организация работы врачей общей практики (семейных врачей), экономистов и менеджеров для учреждений здравоохранения.

Отставание нормативной базы привело к ослаблению темпов реорганизации больничных учреждений по степени интенсивности лечебно - диагностического процесса, медленно развивается сеть медико - социальных больниц и отделений, стационаров дневного пребывания во взрослых и детский больничных учреждениях, реорганизация родильных домов в перинатальные центры. В детских больницах не создаются условия для пребывания родителей с больными детьми.

Отсутствие постоянной целенаправленной работы с Министерством финансов России, Министерством экономики России, органами власти субъектов Федерации в некоторой степени оказалось на финансовом положении отрасли.

Не осуществлялась практическая и методическая помощь субъектам Федерации по формированию и использованию средств консолидированного бюджета и внебюджетных источников, упорядочению финансовых взаимоотношений со страховыми медицинскими организациями, меж- и внутриучрежденческих взаиморасчетов. Не разработаны предложения по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объема и качества труда.

В истекшем году потребность федерального бюджета здравоохранения была удовлетворена только на 20%, и финансирование федеральных учреждений, государственных целевых программ и централизованных мероприятий осуществлялось крайне неравномерно, с большими задержками, в основном - по защищенным статьям.

Однако в ряде случаев использование и этих скудных средств нельзя признать рациональным, так как не был утвержден порядок расходования и возмещения централизованных средств по всем видам деятельности Министерства.

Дефицит бюджетов здравоохранения в 1995 году отмечен и в большинстве субъектов Федерации, что повлияло на объемы и качество медицинской и лекарственной помощи населению.

Ослаблен контроль за разработкой и реализацией международных проектов, финансируемых за счет кредитов Всемирного банка.

Критическое положение сложилось на предприятиях фармацевтической промышленности, производящих субстанции лекарственных средств, уровень использования производственных мощностей в которых сократился до 30%, в связи с чем создалась реальна угроза полной потери промышленного потенциала производства лекарственных средств.

Не принято действенных мер по реализации Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". До настоящего времени не утверждена базовая программа обязательного медицинского страхования как перечень гарантированных государством видов и объемов медицинской и лекарственной помощи, порядок взаиморасчетов органов управления здравоохранения и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Не проведен углубленный анализ работы, проводимой в субъектах Федерации по переходу к обязательному медицинскому страхованию, не разработаны рекомендации по оптимальным моделям его введения.

Медленно осуществляется работа по формированию системы контроля качества медицинской и лекарственной помощи. До настоящего времени не утверждены федеральные стандарты медицинской помощи и, соответственно, не разработано их программное обеспечение. Отсутствие стандартов материально - технического и ресурсного обеспечения затрудняет проведение лицензирования и сертификации учреждений, организаций и предприятий здравоохранения.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. В целях обеспечения стабильности и дальнейшего развития отрасли считать основной задачей продолжение реформы здравоохранения и медицинской науки, направленной на выполнение конституционных гарантий охраны здоровья населения, сохранение общественного сектора здравоохранения.

2. Заместителям министра, начальникам управлений и самостоятельных отделов:

2.1. Завершить в первом полугодии работу над проектами Федеральных законов:

- "О правах пациентов";

- "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в части обеспечения прав пациентов и противодействия незаконному обороту наркотиков;

- "О лекарственных средствах";

- "Об обязательном государственном личном страховании работников государственной и муниципальной систем здравоохранения".

2.2. Доработать и согласовать с заинтересованными министерствами и ведомствами, субъектами Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями концепцию развития здравоохранения и медицинской науки на 1996 год и последующий период, утвердить ее в установленном порядке.

Срок 2 кв. 1996 г.

2.3. Обеспечить безусловное выполнение утвержденных федеральных программ: "Дети России", "Медицина катастроф" и других.

2.4. Продолжить работу по совершенствованию нормативной базы проведения реформ в здравоохранении, эффективному использованию материальных, финансовых и кадровых ресурсов отрасли:

а) Подготовить приказы Минздравмедпром России по вопросам:

- дальнейшей реорганизации первичной медико - социальной помощи с учетом перехода к врачу общей практики, изменения объема специализированной медицинской помощи на догоспитальном этапе и развития медико - социальной помощи на дому;

Срок 3 кв. 1996 г.

- совершенствование скорой медицинской помощи на основе реализации федеральной целевой программы;

- организация стационарной помощи населению с учетом деятельности больниц с различной интенсивностью лечебно - диагностического процесса, развития системы региональных и межрегиональных специализированных центров;

Срок 4 кв. 1996 г.

- организация специализированных видов медицинской помощи, в том числе с внедрением новых медицинских технологий;

- формирования системы контроля качества медицинской и лекарственной помощи;

- пересмотра нормативной базы аптечной службы с участием Фармацевтической ассоциации;

- совершенствованию сестринского дела в России.

б) Внести в Госкомитет Российской Федерации предложения по пересмотру государственной статистической отчетности о деятельности аптечной сети и обеспечении населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Срок 2 кв. 1996 г.

в) Разработать и утвердить в установленном порядке положения:

- о государственном заказе на научные исследования, разработку медицинских технологий, техники и изделий медицинского назначения;

- об организации научных исследований и разработок для системы здравоохранения;

- об экспертизе качества новой научной продукции в медицине;

- о Фонде научного развития Минздравмедпрома России;

- о предпринимательской деятельности научных медицинских учреждений;

- о порядке приватизации аптечных учреждений;

2.5. Упорядочить работу по переходу органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации к обязательному медицинскому страхованию. С этой целью:

а) Утвердить в установленном порядке федеральные стандарты медицинской и лекарственной помощи.

б) Разработать совместный план работы с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по реализации Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на 1996 год.

Срок февраль 1996 г.

2.6. Оказать содействие органам власти и управления здравоохранением, субъектов Российской Федерации в формировании и реализации региональной политики по охране здоровья населения;

- разработать типовой договор о взаимодействии Минздравмедпрома России с органами здравоохранения субъектов Федерации;

- подготовить рекомендации по унификации и оптимизации управления здравоохранением в регионах;

- обеспечить подготовку руководителей органов управления здравоохранением административных территорий по вопросам функционирования отрасли в новых экономических условиях;

- разработать предложения по созданию в административных территориях единой службы ликвидации последствий экстремальных ситуаций с привлечением подразделений медицинской службы гражданской обороны и медицины катастроф и положение о межведомственном взаимодействии при ликвидации аварий и катастроф различной природы.

2.7. Завершить в первом полугодии разработку федеральных научно - практических программ по приоритетным направлениям развития здравоохранения: "Неотложные меры по обеспечению санэпидблагополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижению уровня преждевременной смертности населения", "Семейная медицина", "Туберкулез", "Диабет".

2.8. В целях увеличения финансирования отрасли и упорядочения использования финансовых ресурсов:

а) Провести углубленный анализ финансового положения в отрасли, разработать предложения по изменению ситуации и направить их в Правительство Российской Федерации.

б) Осуществить постоянную целенаправленную совместную работу с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации по финансовой стабилизации отрасли.

в) Разработать Положения:

- о порядке расходования и возмещения централизованных средств по всем видам деятельности министерства;

- совместно с Минфином России - о порядке формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств в учреждения здравоохранения;

- о порядке осуществления меж- и внутриучрежденческих взаиморасчетов в системе здравоохранения, взаиморасчетов со страховыми медицинскими организациями и межтерриториальных взаиморасчетов.

г) Разработать предложения по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объемов и качества труда.

2.9. В целях поддержки отечественной медицинской и фармацевтической промышленности и повышения заинтересованности предприятий и организаций в производстве лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и оборудования в 1 квартале 1996 года:

а) Подготовить и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации:

- перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, производство которых освобождается от налога на прибыль;

- перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в аптечной сети безрецептурно;

- предельные (максимальные) уровни цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым за счет бюджетов всех уровней аптечным учреждениям возмещаются затраченные средства на льготное лекарственное обеспечение населения;

- проект постановления Правительства о порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, медицинской техники и изделия медицинского назначения;

- предложения об отмене налога на добавленную стоимость при экспорте лекарственных средств, изделий медицинской техники и оборудования в страны СНГ;

- проект постановления Правительства о таможенных пошлинах на импортные лекарственные средства, субстанции и оборудование на уровне, обеспечивающем защиту отечественных производителей и потребителей;

- предложения по стабилизации работы базовых предприятий - производителей субстанций.

б) Принять меры по:

- погашению задолженности за выполнение строительно - монтажных работ в 1995 году в рамках лимита централизованных капитальных вложений; ускорить получение лимитов капитальных вложений на 1996 год и уточнить перечень строящихся объектов;

- получению лимитов на 1996 год на научно - исследовательские работы в рамках утвержденных программ по созданию новых видов лекарственных средств и изделий медицинской техники.

2.10. Осуществить необходимую реорганизацию управленческих структур, направленную на решение поставленных задач, совершенствование экономических методов управления отраслью.

3. Руководителям органов управления здравоохранением администрации субъектов Федерации:

3.1. Провести в 1 квартале 1996 года углубленный анализ состояния дел в отрасли в части осуществления реформы здравоохранения и перехода к обязательному медицинскому страхованию, состояния финансового, ресурсного и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, сохранения объемов и качества оказания медицинской помощи.

Результаты обсудить на расширенных заседаниях коллегий. Материалы обсуждения и принятые решения представить в Минздравмедпром России не позднее 1.04.1996 г.

3.2. Определить приоритетные направления развития здравоохранения и в соответствии с ними разработать региональные целевые программы, решить вопрос совместно с органами исполнительной власти о финансировании указанных программ.

3.3. Обеспечить дальнейшее повышение готовности медицинских сил и средств к оказанию своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

3.4. Разработать и направить органам исполнительной власти субъектов Федерации предложения по государственной поддержке работников здравоохранения, медицинской науки и образования.

3.5. Разработать и направить органам исполнительной власти субъектов Федерации предложения по выполнению государственных гарантий лекарственного обеспечения граждан, имеющих льготы в соответствии с действующим законодательством.

4. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя Министра здравоохранения и медицинской промышленности Москвичева А.М.

 

Председатель коллегии,

Министр здравоохранения и

медицинской промышленности

Российской Федерации

А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ

 

Секретарь коллегии

Т.В.МАЦУЛЕВИЧ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024