ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4 июля 2006 г.
N 14
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав риск заноса и
распространения на территории Российской Федерации особо опасных инфекционных
болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране страны,
отмечаю, что в последние годы эпидемическая ситуация по этим болезням
оставалась напряженной.
В 2003 г. зарегистрирована новая вирусная
инфекционная болезнь - тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), выявленная
впервые на юге Китая и в течение нескольких месяцев получившая глобальное
распространение, поразив 32 страны мира. Общее число
заболевших достигло 8422, из них погибло - 916. Лабораторно
подтвержденный случай заноса ТОРС был зарегистрирован и в Российской Федерации
в г. Благовещенске. Проведенный комплекс противоэпидемических мероприятий,
включавший ограничительные (карантинные) меры на пораженных территориях, в том
числе и в пунктах пропуска через государственную границу, позволил остановить
распространение ТОРС в России.
По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) в 2005 году в 35 странах было зарегистрировано 113939
больных холерой, что на 12,4% больных больше, чем в 2004 году. Заносы холеры
регистрировались в странах Европы, США, Канаде, Австралии с Океанией. В
Российской Федерации в 2005 г. было зарегистрировано 2 завозных
случая холеры из Таджикистана в Москву и Тверскую область.
Остается напряженной в мире ситуация по
гриппу птиц. Число стран, в которых регистрируются эпизоотические и эпидемические
проявления гриппа птиц, неуклонно растет, увеличивается количество больных и
умерших. По данным ВОЗ с 2003 года в 10 странах мира зарегистрировано 228
лабораторно подтвержденных случаев заболеваний людей, из которых 130
закончились летальным исходом. Эпизоотии гриппа птиц А
(Н5N1) зарегистрированы в 51 стране мира. В 2005-2006 годах эпизоотическое
неблагополучие по гриппу птиц отмечалось в ряде регионов Южного федерального
округа, Алтайском крае, Новосибирской, Омской и других субъектах Российской
Федерации.
Учитывая продолжающиеся вспышки гриппа
среди домашних птиц и возможное появление пандемического вируса, 59 сессия
Всемирной ассамблеи здравоохранения (23 мая 2005 г.) рекомендовала
государствам-участникам приступить к незамедлительному соблюдению положений
Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), которые вступят в силу в
2007 году.
Продолжают регистрироваться завозы
малярии на территорию Российской Федерации из стран Африки, Азии и СНГ. В 2005
году выявлен 81 случай завоза из стран СНГ и 60 случаев из стран дальнего
зарубежья.
Сохраняется
вероятность эпидемических осложнений в природных очагах чумы, расположенных на
территории Российской Федерации, а также заноса этой болезни из-за рубежа и,
прежде всего, из сопредельных стран - Монголии, Казахстана, Китая, с которыми у
России имеются тесные коммуникационные связи. Заносы чумы возможны и из других (более 50) стран мира, в которых
также имеются эпидемически активные природные и антропоургические очаги этой
болезни.
Традиционным вопросом обеспечения
санитарной охраны территории Российской Федерации является хадж к исламским
святыням Мекки и Медины, который в 2006 г. совершили более 14,5 тысяч
российских граждан из 38 субъектов страны.
В связи с
неблагополучной эпидемиологической обстановкой в мире по инфекционным болезням,
опасным в создании чрезвычайных ситуаций международного значения и существующей
угрозе их заноса на территорию Российской Федерации из-за рубежа и в целях
усиления мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рассмотреть
вопрос о создании межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий для
координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и санитарной охраны территории Российской Федерации.
2. Просить Федеральную пограничную службу
Российской Федерации и Федеральную таможенную службу Российской Федерации
поручить подведомственным органам и организациям:
2.1. Оказывать содействие специалистам
органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, осуществляющим государственный
санитарно-эпидемиологический надзор в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации, в выполнении задач, направленных на
предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний на территорию
Российской Федерации.
2.2. В случаях выявления у прибывающих
из-за рубежа подозрения на инфекционное заболевание немедленно информировать
сотрудников санитарно-карантинных пунктов (санитарно-карантинных отделов).
3. Юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность
рекомендуется:
3.1. При организации зарубежных туристических
поездок информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и
местной инфекционной патологии в стране пребывания, возможном риске заражения
инфекционными болезнями, мерах личной профилактики, обязательной вакцинации
против желтой лихорадки при выезде в эндемичные по этой инфекции страны,
обеспечении препаратами для химиопрофилактики малярии и действиях в случае
заболевания после возвращения.
3.2. Обеспечить подготовку работников,
занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам
профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
3.3. Сохранять списки граждан, выезжающих
в страны, эндемичные по карантинным инфекциям, в течение месяца после их
возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в
течение 2 лет.
4. Органам управления здравоохранением
совместно с управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту:
4.1. Разработать схему оповещения о
выявлении инфекционных больных в пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации.
4.2. Ежегодно проводить подготовку
медицинского персонала учреждений здравоохранения по вопросам диагностики,
лечения и профилактики особо опасных инфекций с проведением тренировочных
учений и отработкой функциональных обязанностей и практических навыков в случае
выявления больного с подозрением на инфекционные заболевания.
5. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
5.1. Обеспечить готовность медицинских
пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации к
временной изоляции выявленных в аэропортах, морских (речных) и железнодорожных
вокзалах, в пунктах пропуска на автодорожных переходах больных инфекционными
заболеваниями.
5.2. Разработать порядок госпитализации
выявленных в пунктах пропуска через государственную границу Российской
Федерации инфекционных больных в лечебно-профилактические учреждения и
определить инфекционные стационары для их госпитализации.
5.3. Обеспечить готовность
лечебно-профилактических учреждений к своевременному выявлению, проведению
диагностических обследований, госпитализации лиц, заразившихся инфекционными
или паразитарными болезнями во время пребывания за рубежом, оказанию
квалифицированной медицинской помощи и медикаментозному лечению.
5.4. Обеспечить вакцинацию граждан,
выезжающих с целью совершения хаджа, омры и на сезонные работы в Королевство
Саудовской Аравии, против дифтерии и против менингита вакциной "Менцевакс
ACWY".
6. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту:
6.1. Разработать и
представить на утверждение в органы исполнительной власти субъекта Российской
Федерации предложения о создании межведомственных
санитарно-противоэпидемических комиссий для координации мероприятий по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной
охране территории, а также комплексные планы мероприятий по санитарной охране
территории от заноса и распространения инфекционных болезней, потенциально опасных
для возникновения чрезвычайных ситуаций международного значения.
6.2. Усилить санитарно-карантинный
контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
за пассажирами, прибывающими из стран, неблагополучных по инфекционным болезням,
требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории, товарами и
грузами, представляющими угрозу возникновения и распространения инфекционных
заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
6.3. Усилить государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за поступающими на территорию Российской
Федерации пищевой продукцией, товарами и грузами (в том числе по линии
гуманитарной помощи) без документов, подтверждающих их безопасность для
населения.
6.4. Совместно с заинтересованными
надзорными (контрольными) органами провести паспортизацию пунктов пропуска
через государственную границу Российской Федерации в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 312
"О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской
Федерации";
6.5. Обеспечить постоянную готовность
подразделений санитарно-карантинного контроля к проведению противоэпидемических
(профилактических) мероприятий при возникновении чрезвычайных эпидемических
ситуаций международного значения в пунктах пропуска через государственную
границу.
6.6. Осуществлять контроль
за санитарным состоянием административной территории, соблюдением
санитарных норм и правил на железнодорожных и автовокзалах, морских, речных,
аэропортах, принимать административные меры к устранению выявленных санитарных
правонарушений.
6.7. Обеспечить сотрудников
санитарно-карантинных пунктов, санитарно-карантинных отделов необходимыми
средствами индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, противочумные
костюмы и др.), дезинфицирующими средствами.
6.8. Проводить подготовку сотрудников
таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации о сигнальных признаках заболеваний людей,
соблюдении мер индивидуальной защиты при осуществлении контроля
за пассажирами, транспортными средствами, товарами и грузами,
прибывающими из неблагополучных стран.
6.9. Обеспечить подготовку экипажей
(бригад) транспортных средств, выполняющих международные перевозки, по вопросам
профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, выявления больных и лиц,
подозрительных на инфекционное заболевание среди пассажиров и сотрудников в
пути следования.
6.10. Информировать население через
средства массовой информации об эпидемиологической ситуации в мире, возможных
путях заражения и мерах профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний во
время пребывания их в зарубежных странах.
6.11. При выявлении больных чумой,
холерой, геморрагическими лихорадками Ласса, Марбург, Эбола вносить в органы
исполнительной власти предписание о введении ограничительных мероприятий в
очаге, направленных на предотвращение распространения инфекции за его пределы.
7. Главным врачам ФГУЗ "Федеральный
центр гигиены и эпидемиологии", ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном
транспорте принять меры по укреплению и модернизации материально-технической
базы и обеспечению постоянной готовности лабораторий особо опасных инфекционных
болезней при проведении мероприятий по санитарной охране территории.
8. Руководителям противочумных
учреждений:
8.1. Обеспечить готовность учреждения к
организации и проведению противоэпидемических мероприятий в случае выявления
больных (подозрительных) особо опасными инфекционными болезнями.
8.2. Оказывать практическую и
методическую помощь учреждениям здравоохранения, органам и учреждениям
Роспотребнадзора в организации и проведении мероприятий по санитарной охране
территорий.
8.3. Проводить выборочный контроль
противоэпидемической готовности лечебно-профилактических учреждений,
предусмотренных для перепрофилирования в соответствии с комплексными планами по
санитарной охране административных территорий.
9. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главного
государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО