Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

ПИСЬМО

 

22 мая 2006 г.

 

N 01И-421/06

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК

РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ

В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В 2005 ГОДУ И I КВАРТАЛЕ 2006 ГОДА

 

С целью контроля за реализацией Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Росздравнадзором непосредственно в субъектах Российской Федерации проведено:

- в 2005 году 33 проверки в 26 субъектах Российской Федерации: г. Нижний Новгород область (3 раза), Брянская область, Калужская область (2 раза), Владимирская область, Кировская область, г. Владивосток, Пермская область, г. Санкт-Петербург, г. Рязань (2 раза), г. Белгород (2 раза), Московская область, Республика Карелия, Ярославская область, Тульская область, г. Ростов-на-Дону, Республика Мордовия, г. Астрахань, Республика Алтай, Алтайский край, Томская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан, Самарская область;

- в 2006 году за I квартал и апрель проведено 16 проверок в 16 субъектах Российской Федерации, таких как:

Калужская область (г. Людиново по письму), Тульская область (контрольная), Ленинградская область, Московская область (контрольная), Новосибирская область, г. Санкт-Петербург (контрольная), Сахалинская область, Смоленская область, Читинская область, Омская область, Томская область (контрольная), Владимирская область (контрольная), Волгоградская область, Саратовская область, Астраханская область, Свердловская область; в том числе 5 контрольных.

В ходе проверок посетили 457 аптек и 369 лечебно-профилактических учреждений.

Территориальными органами Росздравнадзора проведено свыше 1500 проверок реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

При этом выявлены основные недостатки, характерные для всех субъектов Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на реализацию Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения, а именно:

- дефектура по ряду наименований лекарственных средств;

- низкое качество составления заявки, определения потребности;

- отсутствие системы управления товарными запасами;

- отсутствие регулярного информационного взаимодействия на всех уровнях: федеральный поставщик -> региональный склад -> лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) -> аптека;

- отсутствие системы документооборота по дополнительному

лекарственному обеспечению в аптеках, на региональных складах и у фармацевтических организаций;

- в большинстве аптечных организаций некачественно ведется журнал регистрации рецептов, оставленных на отсроченное обеспечение, нет отметок сообщения пациенту о получении лекарственных средств аптекой и об обеспечении пациента;

- имеют место нарушения при оформлении рецептов (не указываются коды ЛПУ, нозологические группы, выписываются рецепты пациентам, отсутствующих в федеральном регистре и др.), в результате возникают мотивированные отказы при оплате за отпущенные лекарственные средства;

- в нарушении приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.02.2006 N 97 "О порядке выписывания лекарственных средств отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в рамках реализации дополнительного лекарственного обеспечения" выписка рецептов во многих лечебно-профилактических учреждениях осуществляется по торговым наименованиям;

- во многих аптеках и ЛПУ отсутствует необходимая нормативная база по дополнительному лекарственному обеспечению;

- практически во всех регионах со стороны органов управления здравоохранения отсутствует контроль за проведением экспертизы качества назначения лекарственных средств, т.е. клинико-экспертная работа в рамках ДЛО;

- отсутствует ответственность в субъектах Российской Федерации за обеспечение пациента.

В ходе проверок выявлены и проблемные вопросы, характерные для большинства регионов:

- проблема кадров как в ЛПУ, так и в аптеках;

- проблема технической оснащенности, программного обеспечения и использования информационных технологий в ЛПУ и аптеках;

по-прежнему актуальна проблема недостатка знаний специалистов первичного звена лечебно-профилактических учреждений.

Серьезной проблемой остается обеспечение лекарственными средствами сельского населения.

При проведении проверок субъектов Российской Федерации особое внимание обращалось на анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в части рационального назначения лекарственных средств и проведения клинико-экспертной работы. При этом выявлены следующие недостатки при оказании первичной медицинской помощи на амбулаторном этапе, характерные для всех проверенных регионов:

- назначение лекарственных средств без осмотра пациента, по просьбе родственников (от 3 до 12% случаев);

- назначение препарата без проведения необходимого обследования (от 1,5 до 2,5%);

- в дневниковых записях не зафиксированы гемодинамические показатели.

Например: Пациент перенес оперативное вмешательство по поводу протуирования сердечных клапанов. По амбулаторной карте выявлено, что пациент при обращении к врачу не получал направление на контрольное определение протромбинового индекса крови (ПТИ), в тоже время ему назначается препарат Финилин. И дальнейшие назначения происходят также без контроля свертывающей системы крови.

То же самое в ряде случаев происходит и с назначением сахароснижающих лекарственных средств, когда имеют место случаи назначения без контроля сахара в крови;

- при выписке лекарственных средств, предназначенных для льготного отпуска, не фиксируются сопутствующие заболевания, что приводит к необоснованности назначения лекарственных средств. Так, например:

- пациенту с ведущим заболеванием ИБС назначены и выписаны препараты Омез, Хондроксид, Предуктал, Фенобарбитал;

- пациенту с ведущей патологией: гипертоническая болезнь ст. 2 не обоснованно назначены Бифидум-бактерин, Мезим форте;

- пациенту с основным диагнозом: деформирующий артроз не обоснованно назначены препараты Диротон, Гипотиазид, Каптоприл;

- имеют место случаи отсутствия преемственности в ведении больных между врачами-специалистами, что приводит к дублированию выписанных льготных лекарственных средств одному пациенту разными врачами.

Например: пациент получает рецепты 21.09.2005 на препараты L-тироксин Берлин-Хеми т. 100 мкг N 50 и Дигидротахистерол фл. 0,1% 10 мл р-р в масле, а 29.09.2005 точно такие же лекарственные препараты получают по рецептам от другого специалиста;

- выявлены случаи бесконтрольного, необоснованно увеличенного периода назначения лекарственных средств.

Особенно это было характерно для конца 2005 года и начала 2006 года, когда в ряде регионов было дано указание выписывать так называемым отказникам лекарственные средства впрок на период до нескольких месяцев;

- имеют место случаи полипрагмазии, а также нерационального комбинирования лекарственных средств, выписка лекарственных средств во время планового пребывания пациента в стационаре;

- недостаточная оценка клинического эффекта от назначения того или иного лекарственного препарата.

Выявлены и ряд других недостатков, говорящих о том, что требуют совершенствования как сам механизм реализации дополнительного лекарственного обеспечения, так и механизм контроля его реализации.

На основании вышеизложенного, а также с целью совершенствования системы реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в сфере здравоохранения и социального развития предлагает:

1. Органам управления здравоохранения субъектов Российской Федерации:

- обеспечить контроль за проведением клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях;

обеспечить контроль за рациональным расходованием финансовых ресурсов, выделенных из бюджета Российской Федерации и предназначенных на льготное лекарственное обеспечение;

- особое внимание в регионе обратить на качество составления заявки, определение потребности, учитывая при этом остатки лекарственных средств в аптеках и на складах, реальный расход лекарственных средств предыдущих периодов;

- в каждом регионе определить пути совершенствования доступности лекарственного обеспечения для сельского населения;

обеспечить в лечебно-профилактических учреждениях неукоснительное исполнение приказа Минздравсоцразвития России от 17.02.2006 N 97 в части выписки лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям.

2. Фармацевтическим организациям федерального уровня принять меры по ликвидации дефектуры в разрезе международных непатентованных наименований.

3. Контроль за исполнением возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Тельнову Е.А.

 

Руководитель Федеральной службы

Р.У.ХАБРИЕВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024