ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 апреля 2006 г.
N 10
ОБ УСИЛЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние условий труда
водителей автотранспортных средств и работников автомобильной промышленности,
установил.
Численность работников на транспорте,
занятых во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам составляет 16,7% от общей численности
работающих в автотранспортной промышленности и на транспорте. Удельный вес
транспортных средств, не отвечающих гигиеническим нормативам, превышает 35%.
Труд водителей по-прежнему
характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных
факторов. Ненормированный рабочий день, продолжительность смены более 10-12
часов, связанные с командировочными выездами, нервно-эмоциональное напряжение,
связанное с повышенным количеством и характером поступающей информации,
ответственность за жизнь пассажиров по показателям напряженности трудового
процесса относят труд водителей к классу 3.2. (вредные условия 2 степени).
Удельный вес лабораторно-инструментальных
исследований, выполненных на рабочих местах водителей и не отвечающих
требованиям гигиенических нормативов, остается на протяжении ряда лет стабильно
высоким, не имеет тенденции к снижению и составляет: по шуму - 42,5%, вибрации
- 25,1%, показателям микроклимата - более 10%, освещенности - 8%.
Основным источником поступления
химических веществ в кабину водителей являются выхлопные газы автотранспорта.
Содержание оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и сажи в воздухе
превышает предельно допустимые концентрации в 3-6 раз.
В то же время, необходимые исследования и
анализ комплексного неблагоприятного воздействия производственных факторов на
организм водителей и другого персонала транспортных средств
проводятся в недостаточном объеме. Отсутствие единых методических
подходов затрудняет осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора при эксплуатации автомобилей и проведении
гигиенических экспертиз условий труда и единиц автотранспортной техники.
В связи с вышеперечисленным, в последние
годы наметилась тенденция роста профессиональной патологии среди работников
автотранспорта (в 2000 году - 0,32 на 10 тыс. работающих, в 2004 - 0,47) и
автомобильной промышленности (в 2001 году - 4,69 на 10 тыс. работающих, в 2004 - 6,46).
Заболеваемость с временной утратой
трудоспособности по отдельным отраслям и промышленным предприятиям на
транспорте остается высокой. В структуре заболеваемости первое место занимает
группа простудных заболеваний, связанных со спецификой работы в неблагоприятных
условиях; второе место - заболевания костно-мышечной системы, в результате
физического напряжения, вынужденной рабочей позы и периодического
переохлаждения организма; третье место - заболевания сердечно-сосудистой
системы и органов пищеварения, связанные с высоким уровнем
нервно-эмоционального перенапряжения, неудовлетворительной организации питания.
Помимо этого, негативное влияние
транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры на среду обитания
человека продолжает иметь место и увеличивает риск для здоровья населения.
Автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий атмосферный воздух,
является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в крупных
городах и населенных пунктах.
В целях оздоровления окружающей среды,
улучшения условий труда водителей транспортных средств, на основании статьи 51
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 14, ст. 482), постановляю:
1. Руководителям территориальных
управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по субъектам Российской Федерации и на транспорте:
1.1. Усилить государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда водителей транспортных
средств;
1.2. Организовать проведение
лабораторно-инструментального контроля при гигиенической оценке условий труда
водителей автотранспортных средств;
1.3. В срок до 01.10.2006 провести
комплексные рейдовые проверки условий труда, обратив особое внимание на
водителей, выполняющих дальние рейсы;
1.4. Представить информацию о проведенных
мероприятиях в адрес Федеральной службы в срок до 01.11.2006;
2. Рекомендовать руководителям
автотранспортных организаций:
2.1. Рассмотреть вопрос о проведении
мероприятий по улучшению условий труда, оптимизации режима труда, организации и
обеспечения санитарно-бытовых условий;
2.2. Обратить особое внимание на систему
медицинского обслуживания водителей транспортных средств, организацию на
должном уровне предварительных, периодических и предрейсовых медицинских
осмотров.
3. Руководителю ФГУН "Нижегородский
научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии"
Роспотребнадзора (Тихомиров Ю.П.):
3.1. Подготовить предложения по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия условий труда водителей
транспортных средств, совершенствованию гигиенической экспертизы условий труда
и единиц автотранспортной техники;
3.2. Разработать и обосновать комплекс
организационных, санитарно-гигиенических и психофизиологических оздоровительных
рекомендаций в целях профилактики профессиональных заболеваний и заболеваний с
временной утратой трудоспособности водителей автотранспортных средств.
4. Контроль за
выполнением постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Л.П.Гульченко).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО