Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

 

5 июня 1987 г.

 

N 770

 

О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление от 13 марта 1987 г. N 327 "О мерах по улучшению подготовки и использования научно - педагогических и научных кадров".

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, высшим учебным заведениям, научным учреждениям и организациям в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, задачами ускорения социально - экономического развития страны обеспечить коренное улучшение состава научно - педагогических и научных кадров. Устранить имеющиеся серьезные недостатки в подборе, расстановке, воспитании и использовании профессоров, преподавателей и научных сотрудников, повысить требования к ним. Создать благоприятные условия для творческой деятельности преподавателей и научных сотрудников, наиболее полного раскрытия способностей молодых научно - педагогических кадров.

Работников высших учебных заведений и научных учреждений должны отличать глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, диалектико - материалистическое мировоззрение, творческое отношение к педагогической и научно - исследовательской работе, высокие морально - политические качества, активная гражданская позиция.

Осуществить перестройку подготовки научно - педагогических и научных кадров, рассматривая ее как неотъемлемую часть единой системы непрерывного образования в стране. Решительно улучшить работу по организации повышения квалификации преподавателей на основе сочетания теоретического и практического обучения.

2. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии наук СССР перестроить деятельность аспирантуры, поднять ее роль как основной Формы подготовки кадров к самостоятельной научной и педагогической работе. Устранить серьезные недостатки, имеющиеся в работе аспирантуры, значительно повысить уровень теоретической, специальной и идеологической подготовки аспирантов. В этих целях:

считать необходимым, наряду с углубленной общетеоретической подготовкой аспирантов и соискателей ученой степени по специальным дисциплинам, марксистско - ленинской философии, иностранному языку, предусмотреть также изучение педагогики, психологии, экономики, применения вычислительной техники, методов математического моделирования и других дисциплин с учетом профиля подготовки аспирантов и соискателей со сдачей ими соответствующих экзаменов по месту обучения;

ввести для лиц, успешно окончивших курс обучения в аспирантуре, квалификационное звание "исследователь" соответствующего профиля (инженер - исследователь, экономист - исследователь и другие) с вручением им диплома и предоставлением преимуществ при занятии должностей, требующих повышенного уровня подготовки. Установить, что к защите диссертации допускаются лица, прошедшие полный курс обучения в аспирантуре с отрывом (без отрыва) от производства или в порядке соискательства и выполнившие самостоятельную научно - исследовательскую работу;

обеспечить преимущественное развитие аспирантуры с отрывом от производства, значительно повысив ее эффективность. Сосредоточить подготовку научно - педагогических и научных кадров в высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно - исследовательской базой;

пересмотреть сложившуюся практику отбора в аспирантуру, стимулировать поступление в нее способной молодежи, прежде всего специалистов, имеющих творческие достижения, а также выпускников вузов по рекомендациям советов высших учебных заведений. Комплектование аспирантуры осуществлять на основе конкурсного отбора. На заочное отделение аспирантуры принимать лиц, имеющих опыт педагогической или исследовательской работы. Выпускникам аспирантуры время обучения засчитывать в стаж научно - педагогической работы;

обеспечить в основном целевую подготовку аспирантов. Установить, что целевая подготовка аспирантов осуществляется по заказам предприятий, учреждений и организаций, а также по их направлениям с выплатой аспирантам установленного размера стипендии за счет средств предприятий, учреждений и организаций, направивших их на обучение. Для лиц, поступающих в целевую аспирантуру, предусмотреть при необходимости предварительную стажировку сроком до 12 месяцев на должностях стажеров - исследователей в организации по месту будущего обучения в аспирантуре с сохранением за ними средней заработной платы, но не выше размера стипендии, установленной для аспирантов первого года обучения;

формировать тематику научных исследований аспирантов, исходя из потребностей развития народного хозяйства, науки и культуры: на основе планов научных исследований, утвержденных вузу или организации, осуществляющим подготовку кадров через аспирантуру. Повысить ответственность руководителей, ученых советов высших учебных заведений и научно - исследовательских учреждений, научных руководителей аспирантов за определение тем и качественное выполнение диссертационных работ;

привлекать к проведению занятий в аспирантуре высококвалифицированных специалистов народного хозяйства. Разрешить проводить указанную работу преподавателям высших учебных заведений на условиях почасовой оплаты, предусмотрев для этих целей увеличение фонда почасовой оплаты.

3. В целях совершенствования подготовки научно - педагогических и научных кадров высшей квалификации - докторов наук, эффективной разработки актуальных проблем науки, техники и культуры признать целесообразным создание докторантуры как высшей ступени в единой системе непрерывного образования в стране.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Академии наук СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР:

организовать докторантуру с отрывом от производства продолжительностью подготовки до трех лет при ведущих высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях, располагающих высококвалифицированными научными кадрами и необходимой исследовательской и экспериментальной базой;

направлять в докторантуру кандидатов наук в возрасте до 40 лет, имеющих научные достижения в избранной области, проявивших себя перспективными научно - педагогическими работниками;

привлекать при необходимости в качестве консультантов диссертационных исследований ведущих ученых и специалистов сторонних организаций и производить оплату их труда из расчета 50 часов в год на одного докторанта;

предусматривать при необходимости командирование докторантов в ведущие отечественные и зарубежные научные центры.

Выплачивать докторантам государственную стипендию в размере ранее получаемого должностного оклада, но не более 300 рублей в месяц. Обеспечивать иногородних докторантов благоустроенным жильем - однокомнатной квартирой или номером в гостинице за счет средств организаций, направляющих докторантов на обучение. Срок обучения в докторантуре засчитывать в стаж научно - педагогической работы.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР в 3-месячный срок разработать и утвердить положения об аспирантуре и докторантуре, а также о соискателях ученых степеней.

4. Установить, что повышение квалификации специалистов и руководящих работников народного хозяйства, обучение в аспирантуре, прохождение докторантуры являются соответствующими ступенями послевузовского образования. Обеспечить единство всех звеньев непрерывного образования и преемственность различных ступеней подготовки таких кадров.

Госплану СССР предусматривать, начиная с 1988 года, в проектах государственных планов экономического и социального развития СССР задания министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик по приему в аспирантуру и докторантуру.

5. Поручить Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР, Академией наук СССР и с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечить разработку проектов годовых и перспективных планов приема в аспирантуру и докторантуру по отраслям наук с представлением их в Госплан СССР.

Возложить на Министерство высшего и среднего специального образования СССР научно - методическое руководство и контроль за деятельностью аспирантуры и докторантуры, а также решение вопросов открытия и закрытия их в высших учебных заведениях и отраслевых научных учреждениях и организациях.

Руководство и контроль за работой аспирантуры и докторантуры, а также решение вопросов открытия и закрытия их в научных учреждениях Академии наук СССР и академий наук союзных республик осуществляются Академией наук СССР.

6. Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР, Академией наук СССР и с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР пересмотреть и утвердить номенклатуру специальностей научных работников, по которым должна проводиться подготовка докторов и кандидатов наук, в соответствии с новым перечнем специальностей по подготовке специалистов с высшим образованием и с учетом развития новейших направлений науки и техники.

7. Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР и Академией наук СССР:

пересмотреть сеть специализированных советов по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук при (в) высших учебных заведениях, научных учреждениях и научно - производственных объединениях, имея в виду ее упорядочение, формирование при необходимости региональных межотраслевых специализированных советов, предоставление возможности для защиты диссертаций по всей номенклатуре научных специальностей, в том числе на стыке наук;

повысить ответственность специализированных советов - за научную и практическую значимость диссертационных работ, научных подразделений, предоставляющих работы к защите, - за достоверность исследований и уровень подготовки диссертантов, оппонентов и ведущих организаций - за научную объективность отзывов на диссертации;

установить оплату за оппонирование кандидатской и докторской диссертации каждому оппоненту в размере соответственно 30 и 50 рублей.

8. Упростить порядок представления диссертационных работ к защите и сократить сроки их рассмотрения.

Усовершенствовать существующий порядок присвоения ученых званий. Установить, что ученые звания профессора и доцента работникам высших учебных заведений присваиваются Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР в 3-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР на утверждение Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

В связи с изменением существующего порядка присвоения ученых званий профессора и доцента Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР передать Министерству высшего и среднего специального образования СССР высвобождающуюся численность работников аппарата с соответствующим фондом заработной платы.

9. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имеющим высшие учебные заведения, Советам Министров союзных республик, ректоратам и партийным комитетам высших учебных заведений:

улучшить работу по формированию профессорско - преподавательского состава. Повысить эффективность системы конкурсного отбора лиц, принимаемых на педагогическую работу, устранить формализм в проведении конкурсов. Разрешить ректорам вузов в необходимых случаях зачислять соискателя на годичный испытательный срок до избрания его на преподавательскую работу по конкурсу;

ввести систему конкурсного переизбрания профессоров и преподавателей, а также их периодическую аттестацию, предусматривающую взыскательную оценку результатов научно - педагогической деятельности. Усилить требования к педагогической и научной квалификации преподавателей, их идейно - теоретическому уровню.

Разрешить крупным специалистам народного хозяйства с согласия администрации и профсоюзного комитета осуществлять педагогическую работу в рабочее время до 4 часов в неделю с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС в 3 -месячный срок утвердить положение о замещении должностей и об аттестации профессорско - преподавательского состава высших учебных заведений.

10. В целях улучшения практической подготовки вузовских преподавателей, в первую очередь профилирующих дисциплин, ввести с 1987 года стажировку преподавателей на передовых предприятиях, в организациях и научных учреждениях сроком до 1 года с отрывом от работы, предусмотрев сохранение за ними средней заработной платы. Установить, что преподаватели высших учебных заведений, направляемые на стажировку, а также в институты и на факультеты повышения квалификации, обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей организации в порядке, установленном для аспирантов. Стоимость проезда к месту стажировки (учебы) и обратно и суточные за время нахождения в пути оплачиваются высшими учебными заведениями, в которых они работают.

11. Для оказания всесторонней помощи в работе по повышению качества учебно - воспитательного процесса и улучшению организации научных исследований разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имеющим высшие учебные заведения, направлять в учебные заведения, недостаточно обеспеченные высококвалифицированными педагогическими кадрами, особенно в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, профессоров и опытных доцентов на срок до 5 лет с сохранением за ними должности по основному месту работы и заработной платы в размере 50 процентов должностного оклада. Госплану СССР и Министерству финансов СССР по представлению указанных министерств и ведомств СССР ежегодно выделять для вузов дополнительную численность и соответствующий фонд заработной платы профессорско - преподавательского состава.

Обязать исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предоставлять этим преподавателям благоустроенную жилую площадь на период командирования. Советам Министров союзных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому и Ленгорисполкому бронировать за указанными лицами жилую площадь по месту постоянного жительства. Расходы, связанные с проездом этих лиц и членов их семей, относить за счет высших учебных заведений, в которые командируются преподаватели, на условиях и в порядке, предусмотренных пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 15 июля 1981г. N 677 (СП СССР, 1981 г., N 21, ст. 123).

12. В целях стимулирования педагогического труда профессорско - преподавательских кадров в деле повышения уровня подготовки и идейно - политического воспитания специалистов признать необходимым:

установить почетное звание "Заслуженный работник высшей школы союзной республики". Советам Министров союзных республик внести в Президиумы Верховных Советов союзных республик соответствующие предложения по этому вопросу;

учредить для педагогических работников высших учебных заведений ежегодные премии Министерства высшего и среднего специального образования СССР за достижения в учебно - воспитательной и научно - методической работе: 20 первых премий - по 1000 рублей, 30 вторых премий - по 750 рублей, 50 третьих премий - по 500 рублей за счет средств централизованного фонда премирования по новой технике.

13. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, исходя из установок XXVII съезда КПСС, считать делом первостепенной важности партийную заботу о формировании политически зрелых, профессионально подготовленных научно - педагогических и научных кадров в стране. Уделять особое внимание подготовке кадров в области общественных наук, повышению их активности в глубоком исследовании проблем развития общества.

Партийным организациям и руководителям высших учебных заведений, научных учреждений и организаций обеспечить создание в коллективах обстановки высокой требовательности, ответственности за порученное дело, критики и самокритики. Активизировать проведение научных диспутов, дискуссий, конференций и семинаров. Предоставить широкую возможность преподавателям и научным работникам выносить результаты своего педагогического и научного труда на обсуждение научно - педагогической общественности, получать квалифицированную, критическую оценку. Подготовку и воспитание научно - педагогических и научных кадров поручать принципиальным, требовательным, высококвалифицированным, общественно активным ученым.

Изживать в педагогических и научных коллективах групповщину, карьеризм, взаимное восхваление. Вести решительную борьбу с проявлениями монопольного положения отдельных лиц в науке. Создавать атмосферу принципиального отношения к оценке деятельности конкретных преподавателей, ученых и коллективов. Лица, допустившие научную недобросовестность и нарушение моральных норм, должны подвергаться осуждению общественности. Редакциям научных журналов расширить публикацию критических научных материалов.

14. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик внести в нормативно - методические документы, регламентирующие деятельность высшей школы, изменения, вытекающие из настоящего постановления.

15. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Академии наук СССР и Министерству юстиции СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.

 

Во исполнение указанного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Министрам здравоохранения союзных республик, Президиуму АМН СССР, начальникам главных управлений, управлений:

1.1. Принять указанное выше постановление партии и правительства к неуклонному руководству и исполнению, обеспечить коренное улучшение работы по подготовке, подбору и воспитанию научных и научно - педагогических кадров, способных творчески решать задачи ускорения социально - экономического развития страны на основе научно - технического прогресса.

1.2. Улучшить работу по формированию профессорско - преподавательского состава. Повысить эффективность системы конкурсного отбора лиц, принимаемых на педагогическую работу, устранить формализм в проведении конкурсов. Разрешить ректорам вузов в необходимых случаях зачислять соискателя на годичный испытательный срок до избрания его на преподавательскую работу по конкурсу.

1.3. Ввести систему конкурсного переизбрания профессоров и преподавателей, а также их периодическую аттестацию, предусматривающую взыскательную оценку результатов научно - педагогической деятельности. Усилить требования к педагогической и научной квалификации преподавателей, их идейно - теоретическому уровню.

1.4. Разрешать крупным специалистам народного хозяйства с согласия администрации и профсоюзного комитета осуществлять педагогическую работу в рабочее время до 4 часов в неделю с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы.

1.5. Ввести с 1987 года стажировку преподавателей на передовых предприятиях организациях и научных учреждениях сроком до 1 года с отрывом от работы, предусмотрев за ними сохранение средней заработной платы.

1.6. Обязать руководителей высших учебных заведений, научных учреждений и организаций обеспечить создание в коллективах обстановки высокой требовательности, ответственности за порученное дело, критики и самокритики. Активизировать проведение научных диспутов, дискуссий, конференций и семинаров. Предоставить широкую возможность преподавателям и научным работникам выносить результаты своего педагогического и научного труда на обсуждение научно - педагогической общественности, получать квалифицированную, критическую оценку. Подготовку и воспитание научно - педагогических и научных кадров поручать принципиальным, требовательным, высококвалифицированным, общественно активным ученым.

Изживать в педагогических и научных коллективах групповщину, карьеризм, взаимное восхваление. Вести решительную борьбу с проявлениями монопольного положения отдельных лиц в науке. Создавать атмосферу принципиального отношения к оценке деятельности конкретных преподавателей, ученых и коллективов. Лица, допустившие научную недобросовестность и нарушение моральных норм, должны подвергаться осуждению общественности.

2. Министрам здравоохранения союзных республик, Президенту АМН СССР, начальникам Главных управлений, управлений Минздрава СССР, Ученому медицинскому совету, имеющим в своем подчинении ВУЗы и НИИ, представить в месячный срок в Главное управление учебных заведений Минздрава СССР сведения по форме N 18-ПНТ (ГКНТ СССР).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления учебных заведений тов. Денисова И.Н.

 

Первый заместитель Министра

О.П.ЩЕПИН

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024